Уличное искусство никак не регламентируется, возникает стихийно, часто носит характер протеста и не имеет привязки ни ко времени, ни к месту. Музей — ограниченное пространство со своими законами и перспективами на будущее. Совместимы ли эти два понятия? Создатели первого Музея уличного искусства уверены, что да.

«Тяжела и неказиста жизнь простого стрит-артиста»

Конечно, в итоге получился музей не в привычном его понимании, скорее отвечающий законам жанра, а не учреждения. Экспозиция создается на стенах действующего завода слоистых пластиков, что на востоке Петербурга. Сейчас она насчитывает около 12 работ известных уличных художников — Паши 183, Тимофея Ради, Кирилла Кто, Никиты Nomerz, Escif и других авторов. Если эти имена пока и не известны широкой общественности, то в нишевом сообществе они знаменитости. Их полотна располагаются на фасадах и стенах внутри завода, прямо в цехах, где производят тот самый слоистый пластик. Пока на экскурсию в действующие цеха можно попасть только по записи, так как на предприятие действует пропускной режим.

Некогда Завод слоистых пластиков был крупнейшим предприятием отрасли в СССР, но в 90-е его постигла участь большинства производственных площадок советской промышленности. Часть цехов оказалась в заброшенном состоянии. Инвесторам не раз предлагали на их месте построить развлекательный или жилой комплекс, однако судьба производства решилась другим путем.

Идея открыть музей на территории завода пришла в голову его владельцам в 2011 году после удачной граффити-вечеринки в одном из заброшенных цехов. И вот в сентябре 2013 появилась первая работа петербуржца Паши Wais «Триптих», написанная за пять дней, после присоединились и другие авторы. Кураторы музея подбирают художников самостоятельно, ориентируясь на их работы, а не на известное имя.

До середины сентября на заброшенной территории завода проходит первая открытая выставка музея «Casus Pacis. Повод к миру», действующая в рамках параллельной программы биеннале «Манифеста 10». Подготовка к ней заняла рекордно короткие 2 месяца, за которые архитектурному бюро «Лес» пришлось реорганизовать 10 000 квадратных метров территории. Пространство зонировано промышленными контейнерами, в которых и разместилась часть экспозиции.

Другая часть расположена внутри и снаружи заброшенных производственных корпусов и бывшей котельной. Изначально выставку планировалось приурочить к столетию Первой мировой войны, но сама история распорядилась иначе. Небезызвестные события на Украине побудили организаторов сместить акцент на современность. Проект представляет около 200 работ уличных (и не только уличных) художников из России, Украины и других стран на тему войны и мира, их видения острых социальных и политических вопросов. Поскольку стрит-арт — это самое настоящее некоммерческое народное творчество, то его представители несут идеи, не отягощенные стереотипами и предрассудками.

Экспозиция «Повод к миру» включает все доступные средства художественного выражения, от росписи до перформанса. В одном из контейнеров транслируются видео-проекции, другой представляет собой пространство с комиксами...В одном из импровизированных залов представлена инсталляция с миниатюрными фигурками военных на куче земли и битого кирпича. По выходным в этой части музея играет электронная музыка, есть столы для пинг-понга, кафе и бар.

Планы у музея грандиозные. К 2016 году стены завода будут насчитывать около 70 разноплановых произведений стрит-арта, от граффити до инсталляций. Под полотна планируется отдать около 50 000 метров стен плюс задействовать потолки. Заброшенные корпуса перестроят в соответствии с новой архитектурной концепцией, появится площадка для концертов, скейт-парк, клуб, креативный кластер, а многометровая заводская труба станет частью творческого пространства и превратится в маяк. Музей обещает превратиться в многофункциональную площадку для творческих встреч.


Адрес: шоссе Революции, 84.

Как добраться: с пятницы по воскресенье от станции метро «Площадь Ленина» до музея курсирует бесплатный автобус.

Стоимость билетов: вход на выставку — 100 рублей.