Юбилейная биеннале современного искусства «Manifesta10», насыщенная событиями и представляющая все многообразие актуального искусства, стартовала в Петербурге. Для начала мы решили разобраться в ее основной программе — 2/3 экспонатов которой расположили в Главном штабе, а оставшаяся часть, поиски которой превратятся в настоящий квест — в Зимнем дворце и Новом Эрмитаже. VashDosug.ru составил свое мнение о том, что следует увидеть и почему.

Появившаяся в середине 90-х, в период расцвета подобного формата выставочных проектов, Manifesta отличается от других, не столько масштабами и относительным долголетием, сколько непривычным кочующим образом жизни, выбирая каждый раз для своего проведения разные европейские города — от Роттердама и Люксембурга до итальянского Тироля и испанского Сан-Себастьяна. То что в этот памятный (юбилейный) год выбор пал на Петербург, стало приятным сюрпризом, но вызвало немало споров и сомнений (ввиду нестабильной политической ситуации), и это при том, что, как говорят организаторы — «биеннале ставит своей основной задачей осмысление новых социальных, культурных и политических (!) реалий», — да и собственно призвана разрушать стереотипы.

Если в новом здании Главного штаба современное искусство выглядит органично, то Эрмитаж, выбранный в качестве одной из главных площадкой, стал смелым экспериментом. Этого и добивался куратор Manifesta10, Каспер Кениг, подтверждая статус «исследовательской» биеннале и организовав диалог между классическим и современным искусством в стенах традиционного и одного из самых посещаемых мировых музеев.

Кстати, биеннале возможно удастся сделать свой подарок к 250-летию главной петербургской музейной сокровищницы, сыграв свою роль в объединении двух площадок Эрмитажа — исторической и современной. Первый шаг уже сделан: полотна Анри Матисса, представленные ранее на третьем этаже Зимнего, перевезли в Главный штаб, где они и останутся.

ГЛАВНЫЙ ШТАБ

Томас Хиршхорн «Срез»

Швейцарский художник создал масштабную инсталляцию, возвышающуюся под самый потолок атриума Главного штаба. «Срез» представляет собой полуразрушенное многоэтажное здание, с открывающимся видом (в прямом смысле слова «в срезе») на шесть меблированных однотипных комнат. Трудно, стоя у основания огромной инсталляции и не зная деталей проекта, разглядеть, но стены этих скромных жилищ украшают работы известных авангардистов, специально перевезенных для проекта из Русского музея, среди них полотна Малевича и Филонова. Обвалившийся фасад здания, как метафора, делает зрителя свидетелем истории, которая иногда рушится подобно бетонной стене, позволяя прогрессу идти вперед или наоборот, и открывая порой неожиданные моменты.

Хуан Миньос «В ожидании Джерри»

Инсталляция, созданная уже более тринадцати лет назад для нидерландского Музея Ванн Аббе, все еще работает. Она представляет собой небольшую комнату, в которой царит полная темнота, единственным источником света является крохотная арка, вырезанная у самого пола в центральной стене пространства. Луч света и знакомый музыкальный аккомпанемент из культового американского мультсериала «Том и Джерри» раскрывают карты. Как того и предполагает название проекта, инсталляция заставляет любопытного зрителя застыть в ожидании... Через несколько секунд становится понятно, что, конечно, из мышиной норы никто не появится, но хоть на секунду ведь удалось поверить?

Интересный факт: Хуан Миньос создавал проект в качестве подарка для своей дочери, которая крайне сочувствовала мышонку Джерри.


Эрик ван Лисхаут «В подвале»

Нидерландец Лисхаут — безусловный мастер перфомансов. Однажды он провел ночь в кельнском Музее Людвига, оставшись наедине с известнейшими полотнами. Позже снял кино о своей работе продавцом, ставшей предлогом для того, чтобы узнать о жизни простых людей в одном из роттердамских рабочих кварталов.

На этот раз Лисхаут на полгода переехал в подвалы Эрмитажа, создавая уютное жилье для своих соседей, известных дворцовых котов. В память об этом на втором этаже Главного штаба выстроен коридор-тоннель, стены которого обклеены забавными фото на кошачью и политическую темы, а в центре, в небольших углублениях, установлены мониторы безостановочно транслирующие смонтированный опыт Лисхаута в его харизматичном общении с работницами музея и котами.

Вольфганг Тильманс

Первый в истории немецкий фотограф, получивший одну из самых престижных наград в сфере современного искусства — Премию Тернера — известен своими фотосериями, составляющими настоящую хронику молодежных культур, а также абстрактными фотографиями, созданными при помощи игры света. Работы Тильманса узнаваемы и предметны. В рамках «Манифесты10» представлены снимки, создаваемые на протяжении пятнадцати лет во время поездок в Петербург и Москву. Зрителей ждут совершенно абстрактные работы, раскрывающие фактуру, движения, части тела и фотографии-настроения.

ЭРМИТАЖ

Тацу Ниси «Я хочу только, чтобы вы меня любили»

Японский художник, создающий масштабные паблик-проекты и в рамках программы «Манифеста10» остался верен себе. Хоть на время, но его инсталляции меняют привычный взгляд на вещи. Обычно Ниси берет за основу известный скульптурный объект и выстраивает вокруг него жилое пространство, которое начинает взаимодействовать с памятником, позволяя взглянуть на него по-новому. Например, так  художник поступал со статуей Христофора Колумба на Манхэттане и статуей Мерлонна в Сингапуре.

На Петербург у Ниси тоже были грандиозные планы, но, к сожалению, потрясающие задумки оказались возможными лишь на бумаге: художник хотел создать комнату на самой верхушке Александрийского столпа, позволяя зрителю подняться к главному петербургскому ангелу, который и должен был стать ядром проекта. Еще одной идеей был так называемый «Отель Николая II», естественно, здесь предполагалось задействовать памятник императору перед Мариинским дворцом.

Закончилось тем, что Тацу Ниси пришлось поменять свои планы и использовать один из экспонатов Зимнего дворца. Художник сделал центром инсталляции одну из парадных люстр зала на втором этаже дворца, выстроив вокург нее жилое пространство. Поднявшись по лестнице, почти к самому потолку зала, зритель попадает в знакомую каждому советскому человеку комнату, обставленную в лучших традициях: лакированный польский гарнитур, ковры, пылящийся в серванте «хрусталь», и  роскошная люстра, к удивлению гармонично вписавшаяся в пространство и придающая особое мещанское очарование интерьеру. Что получается в итоге — игра контрастов или их идиллия...

Катарина Фрич «Дама с собачкой»

«Ааа, там эта девушка из ракушек?» — спрашивает одна из смотрительниц, пытаясь разобраться в крошечной схеме Карманного гида по Манифесте, и указывает верный путь. За что большое спасибо! Надо признаться, что справиться самостоятельно с поиском большей части проектов Манифесты в Эрмитаже, было бы невозможно.

В одном из небольших, казалось бы проходных залов, а точнее будуаре, относящемся между прочим к личным императорским покоям (вот почему найти было непросто), возвышается, выкрашенная в розовый цвет, фигура барышни с белой собачкой и зонтиком, который мог бы сойти и за шляпку. Скульптурная группа, созданная немецкой художницей, автором известных нео-поп объектов, появляющихся по всему миру, напоминает увеличенный сувенир из ракушек, который обычно привозят в подарок с морских курортов и в то же время отсылает к чеховской героине. В чем загадка этого объекта сказать трудно, но постояв недолго рядом, кажется, что она сейчас невольно начнет оживать. А может это повод к диалогу с соседствующей выставкой «Монолог в честь раковины»?

Сьюзен Филипс «Круговорот реки (Нева)»

Архитектор по образованию, Филипс уже на протяжении десяти лет создает уникальные звуковые инсталляции, которые заставляют звучать все пространство, раскрывая его архитектурные особенности. Художница использовала в качестве сцены для работы и ее же центрального персонажа, главную лестницу Нового Эрмитажа (со стороны Миллионной улицы). Сьюзен Филипс еще раз подтвердила музыкальную силу, которая бывает мощнее силы живописной, запуская в действие воображение и скрытый внутри каждого художественный талант. Цитируя автора: «12-канальная запись фортепианной музыки должна внушать мысль о затоплении здания, о катастрофическом наводнении императорского музея».

Марлен Дюма Ретроспектива и новая серия работ

За несколько дней до открытия биеннале часть залов третьего этажа Зимнего дворца еще украшали полотна Анри Матисса, но уже сегодня на их месте экспозиция работ Марлен Дюма, одной из самых эпатажных мастеров живописи, и что важно, установивших абсолютный аукционный рекорд среди ныне живущих женщин-художниц. Экспрессивную ретроспективу в Эрмитаже дополняет серия работ, созданных специально для биеннале. Дюма, используя традиционные для своих полотен бумагу и акварель, выполнила портреты известных гомосексуалистов: Сергей Эйзенштейн, Сергей Дягилев, Рудольф Нуреев...

Тут и портрет Николая Гоголя... Николая Васильевича Гоголя? Даты жизни (1819-1898)?

Николь Айзенман Ретроспектива

Работы французской художницы соседствуют с экспозицией Дюма — эти абсолютно разные в исполнении полотна объединяет тема социального конфликта и некоторая провокационность художественного языка. Неореалистичные герои Айзенман, напоминающие то ли героев комикса, то ли американской рекламы с отсылками к поп-арту и одновременно классическому искусства, как-то поднимают настроение, которое может испортиться у тех, кто по незнанию, не обнаружит полотна Матисса на привычном месте.
  Напоследок* Хорошая новость для тех, кто хочет правильно погрузиться в современное искусство, не заблудившись в идеях и в коридорах: каждый день, в период проведения биеннале, в Главном штабе будут проходить бесплатные открытые экскурсии. Они организованы в 12:00, 14:00, 16:00 (в среду дополнительная экскурсия — в 18:00), в группах по 25 человек (безусловно при наличии действующего входного билета).