Уникальность современного искусства заключается и в невероятном количестве звезд, и в невероятной растиражированности, а значит, обесценивании этих звезд. Но иногда звездный ореол может, покинув одну исключительную личность, еще ярче засиять над другой...

Именно такая судьба и постигла Владислава Мамышева-Монро, который, вытащив из мусорной корзины «общества потребления» образ легендарной голливудской актрисы, воскресил его, доказав к тому же, что «гендер не имеет значения». Во всяком случае, на звездной орбите.

Даже загадочная смерть Мамышева-Монро оказалась странной репликой таинственной смерти актрисы-легенды — так, вживаясь в образ, вклиниваются в чужую судьбу. И здесь уже править бал начинает чужая жизнь. И смерть. А перформанс превращается в реальность...

Собственно кем он был, Владик Мамышев-Монро? Художником? Актером? Мастером перформанса? Просто одним из питерских фриков? Монро называл собственную деятельность «перманентным мутированием во множестве различных образов». Все грани этого образа и представляет выставка «Жизнь замечательного Монро» в «Новом музее»: серии «Жизнь замечательных Монро», «Русские вопросы», «Любовь Орлова», «Starz», «Сказка о потерянном времени», коллажи и картины Мамышева-Монро из частных и музейных собраний и многое другое. Монро во всех звездных ипостасях и оболочках: от абсолютного «мамышевского» зла — Гитлера до абсолютного его же добра — Мерилин Монро.

Выставка не случайно вошла в параллельную программу «Manifesta 10», поскольку этот проект — попытка не только охватить все творчество Монро, но и оценить его с точки зрения «радикальной революционности». Дитя революционной перестройки, он стал и первым критиком ее плодов — вырастающего на постсоветском пространстве гламура и культа звезд. И отразил вечный вопрос искусства о вымысле и реальности — доказав могущество и власть вымысла.