Надо сказать, что фонды Музея истории Санкт-Петербурга — одно из самых богатых и неожиданных, во всяком случае для обычного посетителя музея, собраний: из них можно было бы собрать не просто несколько десятков выставок, но и несколько музеев — интерьера и быта, истории, живописи и скульптуры.

Нынешняя выставка не просто представляет художественную коллекцию живописного и скульптурного портрета XIX века, но еще и создает обобщенный портрет петербургского общества ХIХ  столетия. Здесь мы увидим полотна П. А. Брюллова,  А. В. Маковского, Ф. Ф. Шведе, скульптурные работы Н. С. Пименова, П. П. Трубецкого и других мастеров.На портретах — представители Дома Романовых и персоны известнейших российских фамилий, общественные и государственные деятели, художники, писатели и поэты, купцы, именитые горожане и простые петербуржцы.

На выставке также представлено 40 портретов, написанных  в ХIХ веке, но изображающих российских государственных деятелей  от петровского времени до царствования императора Александра I.  Это копии с портретов XVIII столетия. Здесь можно увидеть приближенных Петра I, участникова крупнейших сражений Северной войны, деятелей науки.

Некоторые «лица» будущей экспозиции «ВД» решил рассмотреть повнимательнее...

Последний фаворит

Не обладая ни быстрым умом, ни особой красотой, ни другими талантами, Платон Александрович Зубов стал обладателем невероятного богатства, высочайших титулов и всех возможных наград только по одной причине: он нашел простой и незамысловатый путь к сердцу и покоям стареющей императрицы. Именно Зубов стал последним фаворитом Екатерины II.

22-летний поручик приглянулся графу Н.И.Салтыкову своей «скромностью и почтительностью» и, оказавшись среди конно-гвардейцев Царского Села, попался на глаза императрице. Через три дня после первого «особого приема» он уже был обладателем 10 тысяч рублей и перстня с портретом Екатерины, через десять дней был пожалован в полковники, затем осыпан многочисленными орденами и наградами, а после смерти Потемкина, безо всяких на то заслуг, назначен даже начальником Черноморского флота и Екатеринославским, Вознесенским и Таврическим генерал-губернатором. И это не считая громадных поместий, десятков тысяч крепостных и даже герцогского дворца Руэнталь, построенного Расстрелли! После смерти благодетельницы Зубова Павел I не обижал фаворита нелюбимой им матушки и даже подарил ему. За что Зубов отплатил черной неблагодарностью:он был среди участников убийства Павла.

Судьба коварно обошлась с лукавым царедворцем: на старости лет, обладатель невероятного богатства, стремясь все более его увеличить, Зубов входил в подряды, промышлял контрабандой, барышничал. По слухам, в праздничные дни Зубов спускался в подвалы своего дома, где любовался своими сокровищами в сундуках. После его смерти там, кстати, оказалось на 20 млн серебряных рублей! А вот скаредность его на старости лет дошла до крайности: жил Зубов экономно, питался скудно, одевался плохо. Седой, сгорбленный, в 50 лет он казался дряхлым стариком. Женился в 54 года на 19-летней литовской помещице. И прожил с ней всего год... Единственная законная дочь фаворита Екатерины родилась после смерти отца... Но, увы, и она прожила недолго.

Умница и благотворительница

Статс-дама и благотворительница, вторая супруга московского градоначальника генерала от инфантерии Алексея Григорьевича Щербатова, дочь крестника Екатерины Великой Степана Степновича Апраксина, София Степановна провела детство и молодость в обстановке необыкновенной роскоши: в усадьбе Ольгово принимали всю Москву, был тут свой театр, актеры и музыканты, проходили балы, фейерверки и охота. Гостями дома бывал и юный А.С.Пушкин, его дядя В.Л. Пушкин, П. А. Вяземский и другие любители искусства. София и ее сестры и сами изучали языки и литературу, им преподаватели музыку и искусство. А София Степановна еще и увлекалась живописью.

В 1817 году София Апраксина вышла замуж за вдовца князя Алексея Григорьевича Щербатова, который был старше невесты на двадцать два года. Надо сказать, что умная и образованная княгиня Щербатова предпочла изнеженному безделью молодой супруги труд и благотворительность. В 1844 году она основала в Москве «Дамское попечительство о бедных», где была председательницей, а после смерти супруга в 1848 году передала в пользу общества денежные выплаты, пожалованные ей за заслуги супруга. Тогда же, в 1848 году, во время эпидемии холеры в Москве Софья Степановна вместе с доктором Фёдором Петровичем Гаазом организовала общину для оказания помощи нуждавшимся, получившую название Никольской.

Княгине Щербатовой обязано своим возникновением и Комиссаровское техническое училище. С ее легкой руки основывались в Москве приюты для детей, богадельни для престарелых, дома для не имеющих крова; оживилась деятельность тюремных комитетов. В 1847 году около Новоспасского монастыря были созданы благотворительные учреждения — богадельня, лечебница, детский приют и церковь, носившие ее имя. И до глубокой старости лично руководила основанными и организованными ею благотворительными учреждениями, передав их затем в надежные руки. Но до конца дней своих она сохранила замечательную подвижность и деятельность, свежесть впечатлений, ясность ума и способность всем интересоваться. Скончалась княгиня София Щербатова на 88 году жизни.

Робертсон Мария. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1853. Холст, масло. ГМИ СПб

Дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы, а затем супруга российского императора Николая I, мать Александра II, императрица российская.

Неизвестный художник. Портрет графа П.Х.Витгенштейна. первая половина XIX века. Варьированная копия с гравированных портретов. Холст, масло. ГМИ СПб

Российский генерал-фельдмаршал, в Отечественную войну 1812-го — командир отдельного корпуса на петербургском направлении. Остановив наступление Удино в бою под Клястицами, Витгенштейн блистательно выполнил свою задачу, хотя дважды был ранен, и провозглашен «спасителем Петербурга». Затем одержал ряд побед над наполеоновскими маршалами, в апреле-мае 1813-го стал главнокомандующим русско-прусской армией в Германии, в начале русско-турецкой войны 1828 года — главнокомандующим русской армии. Под его руководством были взяты крепости Исакча, Мачин и Браилов. Вышел в отставку, поселился в своем имении Каменка, где и был похоронен в 1843 году.

Неизвестный художник. Портрет  великого князя Константина Николаевича. После 1849. Холст, масло. ГМИ СПб

Воспитание Константина Николаевича было в основном ориентировано на предстоявшую ему деятельность — флотскую службу, и звание генерал-адмирала российского флота ему присвоели еще в 4 года, но в 1855 г. он уже занял эту должность по праву, а потом стал управлять Морским министерством. Разносторонне одаренный и образованный, уже в молодые годы имевший свои убеждения, князь с юности прослыл реформатором, поддерживал отмену крепостного права в России. Он привлек к работе в своем министерстве передовых людей своего времени. 16 лет, с 1865 года, возглавлял Государственный совет — высшее законосовещательное учреждение России. Однако после гибели Александра II был уволен со всех должностей Александром III, питавшим неприкрытую неприязнь и к дяде, и к его убеждениям...