Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Кэтрин Хепберн, Мэрилин Монро, Грейс Келли, Элизабет Тейлор, Софи Лорен... невероятные женщины, создавшие образы, которые копировали представительницы прекрасного пола по всему миру. И уже не для кого не секрет, что немалая часть их успеха по праву принадлежит тем, кто всегда оставался за кадром.

Известный историк моды Александр Васильев привез уникальную серию подлинных фотографий кинозвезд Голливуда, эксклюзивно представив достижения многолетнего коллекционирования в этой области моды именно в Петербурге. Первая выставка фотографий на тему кино и модs гармонично разместилась в стенах РОСФОТО. Она станет своего рода фундаментом для создания Васильевым одноименной книги. 

Фотографии мужской и женской моды представляют Золотую Эпоху Голливуда, воплощенную на черно-белой пленке. Самые ранние снимки коллекции датированы 1910-ми годами, самые поздние — принадлежат к семидесятым. Главными героями фотографий стали не только кинодивы и голливудские покорители женских сердец, но и актрисы одной роли, незнакомые как современному зрителю, так и не сохранившие о себе память ярых киноманов.


Александ Васильев: «Кино и мода всегда шли рука об руку: без моды не было бы кино, а без кино — моды».


Кино стало законодателем мод, кино стало модным индикатором времени, благодаря созданным экранным образам, мода из кино выходила на подиумы, с подиумов попадала в гардеробные самых смелых и элегантных женщин, а со временем обращала на себя внимание и на улицах, в будничных костюмах европеек.

В то время как подиум и образы стройных манекенщиц огранивали возможность увидеть свой будущий наряд женщинам нестандартного роста и комплекции, кино раздвигало эти рамки, представляя разных по возрасту героинь, отличающихся ростом и телосложением, но всегда одинаково тонко чувствующих стиль и открывающих уникальные возможности моды.

Эти возможности и являются заслугой талантливых дизайнеров, модельеров и стилистов. Кстати, на протяжении более двадцати лет работа этих мастеров не признавалась официально, получив статус равноправной профессии, наряду со всеми остальными в киноиндустрии, только в 1948 году. Творения самых ярких дизайнеров, которые продумывали известные образы голливудских звезд, дорабатывая их до мельчайших деталей, можно будет увидеть на экспозиции.

Одним из самых ярких героев выставки является Адриан Адольф Гринберг — известный американский художник по костюмам, занимающий главный пост в этой области на студии «Мetro-Goldwyn-Mayer» на протяжении более десяти лет. Все называли его просто Адриан, а среди его актрис были Норма Ширер, Джин Харлоу, Кэтрин Хепберн, Джоан Кроуфорд и, конечно, Грета Гарбо, которая стала главной музой художника.

«Филадельфийская история», «Юмореска», «Та щенщина», «Одержимая», «Летти Линтон», «Ужин в восемь»,«Танцующая леди», «Волшебник из страны Оз», «Мария-Антуанетта», около 250 фильмов, герои которых блистали благодаря работе Адриана. Культовые наряды, уникальные стильные решения, особый выбор тканей и цветов...и абсолютная несправедливость — ни одного «Оскара» в номинации «Лучший костюм».

В то же время на «Paramount» работал Трэвис Бэнтон, в середине 20-х этот гениальный человек занял пост главного художника студии. Именно он придумывал неповторимые образы для легенды кино Марлен Дитрих. Позднее он работал для киноконцерна «Twentieth Century-Fox» и кинокомпании «Universal». Трэвис создал костюмы для Полы Негри, Клары Боу, Нормы Толмедж, Кей Фрэнсис, Лилиан Тэшман и других.

Стиль, который представил художник был не только признан, но и занял свое место как в индустрии кино, так и в мире моды. Именно Бэнтон заменил популярные в то время тафту и муар на креп, атлас и шелковый шифон, избегая тем самым лишнего шума от шороха костюмов в звуковом кино. Существует мнение, что художник был недооценен, хотя именно ему удавалось создавать уникальные костюмы вне времени.

Но есть среди настоящих икон киномоды и женщина, которую естественное не обошел вниманием Александр Васильев в своей коллекции — блистательная Эдит Хэд. Эта уникальная женщина пришла в «Paramount» на смену Бэнтону. Сначала она даже не умела рисовать, но зато потом получила заслуженное звание кинорекордсмена, тридцать пять раз номинирововшись на Оскар — больше, чем любая другая женщина в истории кино,  и получила всего восемь, но разумеется, заслуженных статуэток.

Список фильмов над которыми работала Хэд насчитывает более полутысячи кинолент. Достаточно назвать всего несколько имен актрис, которых одевала Эдит — Одри Хепберн, Грейс Келли и Элизабет Тейлор, последняя впоследствии стала хорошей подругой художника. Помимо гениальных костмюмов для Хепберн в фильмах «Римские Каникулы» и «Сабрина», нельзя не привести и интересный пример из истории одного костюма, который как нельзя лучше иллюстрирует связь кино и моды: платья-буфона без лямок, в котором блистала Тейлор в «Место под солнцем», мгновенно после выхода фильма сошел с экрана в жизнь, став популярным среди модниц со всего мира.

Имена Адриана, Эдита Хэда, Трэвиса Бэнтона, Хелен Роуз, Орри-Келли, Уильяма (Билли) Травиллы на выставке в РОСФОТО, как и в фильмах занимают свое место лишь в титрах/подписях к фотографиям. Однако именно благодаря этим людям менялось представление о роли костюма, именно благодаря их труду, красота переставала быть статичной, время шло вперед, очерчивая каждое десятилетие неповторимыми образами навсегда вошедшими в моду и регулярно возвращаясь в нее с появлением новых тенденций, которые в конечно счете почти всегда черпаются из истории.