Международный женский день — это, конечно, повод для букета мимоз, похода в театр или романтического ужина... А может, задуматься о том, кто же такая женщина? В чем ее загадка? И как менялось отношение к ней на протяжении веков? В общем, самое время прогуляться в... музей. Например, Музей истории религии. Нашим экскурсоводом на этот раз станет Марина Викторовна Птиченко, заведующая отделом проектирования выставок и экспозиций.

Когда речь заходит о женщине, любят вспоминать слова Фридриха Ницше о том, что женщина – вторая ошибка Бога. Вырванные из контекста, они получают игривую окраску, хотя немецкий философ говорил о другом: через женщину человек прикоснулся к древу познания и стал равным Богу. Благодаря женщине.

Однако парадокс заключается в том, что вот уже много веков женщина смотрит на себя глазами мужчины, воспринимая себя сквозь призму мужского мироощущения и ценностей. Какой предстает перед нами женщина, запечатленная в памятниках искусства? Кто она — мать, богиня, которой поклоняются или любовница, пробуждающая в мужчине страсть? Мы пройдем по залам Музея истории религии, чтобы попробовать ответить на эти вопросы...

Венера каменного века

Историю становления культуры можно рассматривать и как этапы проявления женского начала. На первом этапе – это природная женская сила, которая сродни плодородию и здесь делается акцент на способности женщины преобразовывать и воплощать в себе живую жизнь. В основе религиозных представлений этого периода находится вера в богиню-мать — покровительницу рода.

  • Женская статуэтка из стоянки Костенки I, верхний слой. Воронежская обл., с. Костенки. 24-21 000 г. до н.э. Бивень мамонта. Копия, гипс тонированный. Собрание музея истории религии.

Самые ранние изображения женщины, дошедшие до наших дней, — это «палеолитические Венеры», скульптурки небольшого размера, которые датируют 20-27 тысячелетием до н.э. Все фигурки, независимо от места нахождения, изображают пышнотелую красавицу, с большой грудью, пышными бедрами, животом. Увы, у них нет лица и ног. Одни археологи считают, что фигурки символизируют плодородие; другие видят в них атрибуты охотничьей магии, третьи – владычиц сил природы...

Кто служил моделью для неведомого нам скульптора? Была ли женщина эпохи палеолита такой? Несмотря на то что у фигурки отбиты руки и ноги, нет головы, она выразительна, грациозна и необыкновенно обаятельна. Трогательно сложенные ножки лишь усиливают ощущение беззащитности и нежности, исходящей от этой ритуальной фигурки. И для каких бы ритуалов ее ни использовали, важно одно: перед нами первый запечатленный образ женщины, во всей полноте ее материнского предназначения.
 

Созидая небесный чертог...

Подобно женщинам земным, женщины небесные были причастны к творению всего живого на земле: они воплощали плодоносящие силы природы и земли, создавая не только людей, но и богов, и героев. Сам акт творения мира нередко понимался как акт божественного соития Матери-земли и Бога-отца.

  •  Сарасвати. Непал. XX в. Бумага, краска. Собрание музея истории религии.

В индуизме творческая энергия божества (шакти) воплощается в образе его божественной супруги. Так, шакти бога-творца Брахмы стала Сарасвати — богиня мудрости и знания. Ее изображают в виде красивой женщины, одетой в белые одежды, символизирующие чистоту знания.

Строгое, сдержанное и в то же время изысканное одеяние указывает на то, что для нее духовные ценности важнее материальных. В руках у Сарасвати книга Вед (символ науки), четки белого жемчуга (символ духовности), чаша с водой (символ созидающей силы), вина (музыкальный инструмент, символизирующий искусство). Такой — величественной, строгой, мудрой и спокойной — положено быть супруге бога-творца.

Встречать и провожать душу

С начала истории, в силу своей причастности к созидающим силам природы, женщина и женские божества были связаны с тайной потустороннего мира и смерти. Светлая и темная стороны жизни были подвластны богиням плодородия и земледелия: зерно должно было умереть, чтобы дать новую жизнь. С именами Деметры, Исиды, Кибелы связаны тайные обряды и мистерии, наделявшие своих адептов способностью преодолевать мрачное могильное подземелье и обретать вечную жизнь.

  • Идол. Батаки. Индонезия. XIX в. Дерево, ткань. Собрание музея истории религии.

В архаических культурах женщина часто становится проводником душ умерших в царство мертвых. Ритуальные «корабли мертвых» перевозят мертвых в потусторонний мир. У батаков  в Индонезии церемонией руководит жрец, который в особых песнопениях рассказывает, какой путь предстоит пройти кораблю и какие опасности подстерегают его в этом путешествии.

Возглавляет корабль — «капитан», мужская фигура, ведущая души в верхний мир. А женская фигура сопровождает их в мир нижний, связанный со Змеем, с женским началом. В таких представлениях прочитывается суеверный страх перед женской природой, двойственностью женского существа, когда она может выступать и как хранительница домашнего очага, и как разрушительница, обуреваемая страстями. Нередко сами пороки человечества, такие как ложь, злость, гнев и т.д. олицетворяли в образе женщины.

  • Происхождение Бабы Яги. Россия. XIX в. Лубок литографированный. Собрание музея истории религии.

Знаменитый сказочный персонаж, хорошо знакомый нам с детства, персонифицирующий зло — Баба Яга. Как говорилось в подписи к лубку (народной картинке), имевшему хождение в XIX в., Бабу Ягу создал черт, желавший «изобрести зло, превосходящее его самого». Но каково же было разочарование черта, когда он, взвесив «сколько в сей бабе зла и сравнив со светскими госпожами, к досаде своей увидел, что оные госпожи без переварки не уступают ей нравом ни на один золотник». Тогда черт с досады разбил банку с Ягой, она рассыпалась, и он вынужден был подставить ей костяные ноги.

Помимо прочего, черт вдохнул в нее знание чародейства, поэтому Баба Яга нередко ассоциировалась с ведьмой: и та и другая летают на метле, умеют оборачиваться в животных, имеют отношение к домашнему очагу, владеют магическими силами. Так что каждая женщина... немножко Баба Яга…


От грехопадения до Спасения

  • Изгнание Адама и Евы из рая. Россия. XVIII в. Дерево, темпера. Собрание музея истории религии.

Один из самых непростых этапов для понимания места женщины — это история грехопадения человека, запечатленная на страницах Ветхого Завета и связанная с именем Евы и изгнанием первых людей из райского сада. Ева осмелилась сорвать плод с Древа познания, что повлекло за собой наказание: проклят был змей, обреченный ползать по земле, наказана женщина, которой определено было «в болезни рожать детей» и находиться в подчинении у мужа, а мужчине назначено было со скорбью и в поте лица трудиться во все дни на его земле, «доколе не возвратится в землю, из которой взят».

Женщина изгнана из рая, и начинается ее земная жизнь, а сама она становится олицетворением греха. С образом женщины отныне будут связаны представления о пороках, таких как злость, ложь, искушение.

  • Святое семейство с Иоанном Крестителем. Денис Кальверт. Фландрия. XVI в. Холст, масло. Собрание музея истории религии.

Однако, хотя после грехопадения Евы род человеческий был обречен на смерть, благодаря же Деве Марии человечество обрело спасение. Поэтому Богородица считается заступницей за Еву и всех женщин. Именно в кругу семьи и семейных радостей образ женщины вновь поднялся на высоту недосягаемого идеала и стал поводом для поклонения.

Самые ранние изображения Богоматери были найдены в катакомбах св. Присциллы в Риме. Они относятся ко II в. и исторически восходят к образу древнеегипетской богини Исиды, с младенцем Гором, сидящим у нее на коленях. А почитание Девы Марии установилось в древней христианской церкви не сразу. Споры первых веков христианства о божественной природе Христа имели отношение и к Деве Марии: кто она — мать человека-Христа или бога-Христа? И лишь в 431 г. на Эфесском соборе признали за Девой Марией право именоваться Богородицей, а к VII в. получили распространение изображения Мадонны с младенцем, вознеся образ матери, со всей полнотой радости и страдания материнства на новую высоту поклонения.

Ученицы и мученицы

В христианстве существует особенное отношение к женщине. Евангелия повествуют о том, что Иисус Христос прямо обращался к тем женщинам, которых общество отвергало. Даже учеников его смущало, что Иисус, благочестивый человек, открыто беседовал с женщиной «дурной репутации». Никогда не упоминает он грехопадения и вины «дочерей Евы», никогда в своих притчах не осуждает и не отвергает грешницу.

Многие женщины претерпели мученическую смерть во имя христианства, став святыми покровительницами различных сторон человеческой жизни. Но позднее мысль о том, что женщина — «сосуд греха» и «приспешница дьявола» победила, и на этом строились обвинения в ведовстве и тысячи, ни в чем не повинных женщин сжигали на кострах, пылавших по всей Европе.

  • Святая Мария Магдалина. Россия. XIX в. Дерево, темпера. Собрание музея истории религии.
Мария из Магдалы, Екатерина из Александрии

  • Мистический брак святой Екатерины Александрийской. Бальдассаре Франческини ди Вольтерано. Италия. XVII в. Холст, масло. Собрание музея истории религии.

Согласно евангельскому повествованию, Мария происходила из галилейского города Магдалы. Первая встреча Марии и Иисуса Христа состоялась, когда он исцелил ее и других женщин, изгнав из нее семь бесов. Она последовала за ним и стала верной ученицей Иисуса. Магдалина единственная из учеников не покинула его, когда он был схвачен стражниками, она находилась у креста вместе с Марией, матерью Иисуса. Она первая сообщила апостолам о воскресении Христа. Согласно преданию, Мария после этого события благовествовала в Риме, а затем поселилась в Эфесе, вместе с другим учеником Иисуса — Иоанном Богословом. Здесь, в Эфесе, она скончалась и погребена.

Святая Екатерина Александрийская – христианская мученица, жившая в III в. в Александрии. Согласно преданию, Екатерина была не только красива, но очень образованна. Многие добивались руки ее, но она заявила, что выйдет замуж только за того, кто превзойдет ее в красоте и мудрости. Встреча с неким отшельником, который рассказал ей о таком юноше, изменила жизнь Екатерины. Она приняла крещение и стала христианкой. Вскоре Екатерине было видение: она перед Девой Марией, которая протягивает ей руку сына своего, Иисуса Христа, а тот  дает кольцо в знак обручения и называет своей невестой.

Император Максимилиан, покоренный ее красотой, как гласит предание, пытался убедить ее поклониться языческим богам, но его предложение было отвергнуто. Екатерину схватили, заточили в темницу, подвергли пыткам колесованием и, не добившись отречения от Христа, обезглавили. Екатерина, известная своей ученостью, стала покровительницей учащихся: множество учебных заведений носит ее имя.

Красота не для чужих глаз
  • Подвески височные. Туркмения. Конец XIX-начало XX вв. Металл, сердолик. Собрание музея истории религии.

Ислам предписывает женщине вне дома носить особую одежду, скрывающую ее фигуру: «И скажи верующим женщинам: пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей…» (Коран 24.31). Что относится к «прикрасам»? Все, что украшает: разрешаются такие украшения, как кольца и браслеты, но только не броские, вызывающие. Кстати, одежда, скрывающая женщину от глаз посторонних, считается исключительно проявлением заботы о ней.

Первоначально предписание носить хиджаб («преграда», «завеса») относилось только к женам пророка. Позже это правило распространили на всех женщин и зафиксировали в Коране. Этот обычай в разных странах мусульманского мира соблюдается по-разному: лицо может быть открыто, полностью закрыто, закрыто покрывалом с прорезями для глаз.

В Средней Азии женщины должны были носить паранджу — длинный халат полностью скрывающий фигуру, и закрывать лицо сеткой из конского волоса. Но женское кокетство невозможно запретить. Нет греха в том, если у женщины случайно, на мгновение, обнажились какие-либо части тела, к примеру, при дуновении ветра.


Время расставит акценты

В каждую эпоху были женщины разные, добродетельные и порочные, но каждая эпоха по-своему расставляла акценты, выделяя той или иной главенствующий тип женщины, который, согласно Ницше, служил развитию и движению общества. В одни времена – это пышнотелые, полные материнской силы палеолитические Венеры; в другие – строгие, прекрасные античные богини, не лишенные женского коварства и вероломства; наконец – святые-подвижницы первых веков христианства, стойко следовавшие за Христом.

Какой останется наша современница? Какая особенность бесконечной женской природы станет определяющей для нашего времени?