Женщинам посвящают стихи и песни. Их именами называют планеты и цветы. «ВД» же решил  выяснить, где в Петербурге можно увидеть женские образы, запечатленные в скульптуре и архитектуре.

Надо заметить, героинями  творцов  очень часто становились реальные женщины, а не только музы или богини. Не претендуя на полноту обзора (женщины, пусть даже и каменные, — тема неисчерпаемая), воображаемую экскурсию, разумеется, начнем с поклонения царственной особе.

Пл. Островского. Екатерина II
(установлен в 1873 году)

Самая известная женщина, облаченная в камень, точнее, в гранит и бронзу стараниями скульптора Микешина, изображена в горностаевой мантии, со скипетром и лавровым венком в руках. У ее ног смиренно ждут то ли приказа, то ли царской милости соратники и единомышленники: граф П. Румянцев, полководец А. Суворов, поэт Г. Державин, князь Г. Потемкин, граф А. Орлов, княгиня Е. Дашкова... С закладкой памятника связана красивая легенда: одна из восторженных зрительниц сорвала с руки бриллиантовый перстень и бросила его в котлован, ее примеру последовали другие, и в яму полетели золотые кольца, серьги и браслеты.

Наб. Робеспьера. Анна Ахматова

Памятник поэтессе открыт в 2006 году, в год 40-летия
со дня ее смерти. Бронзовая фигура стоит напротив следственного изолятора «Кресты» — их разделяет Нева. Анна Ахматова в своем «Реквиеме» сама завещала поставить ей памятник там, где «стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». По замыслу скульптора Галины Додоновой, Ахматова стоит, обернувшись к «красной ослепшей стене» «Крестов», куда носила передачи арестованному как «враг народа» сыну Леве. Памятники Ахматовой также можно увидеть во дворе Фонтанного дома, во дворике филологического факультета СПбГУ.

Гороховая ул., 57. Ольга Берггольц

Во дворе областного Колледжа культуры и искусства в мае 1988 года был открыт памятник работы скульптора Нины Сухоруковой. На стеле в виде раскрытой книги, установленной перед фигурой поэтессы,  выбиты строки: «Из недр души я стих свой выдирала, не пощадив живую ткань ее». Берггольц сидит, положив ногу на ногу, и о чем-то думает — может, рождаются в ее душе новые поэтические строки? Кстати, среди студентов ходила легенда, что по ночам скульптура меняет... положение ног: то левая сверху, то правая...

Парк Победы. Раймонда Дьен

Скульптура молодой женщины с платком в руках  (скульптор
Ц. Дивеева), установленная в 1953 году, рассказывает о подвиге юной француженки, которая в феврале 1950 года бросилась на рельсы вблизи города Тура, чтобы преградить путь эшелону с танками для отправки во Вьетнам, против которого Запад развязал войну. Раймонду арестовали, приговорили к году тюрьмы и на целых 15 лет лишили гражданских прав. Во Вьетнаме же девушка стала национальной героиней. Впрочем, героический поступок этот сегодня многим таковым не кажется. У памятника есть неофициальные названия — как шуточные ( «Девушка на рельсах» и «Анна Каренина»), так и скабрезные ( «Чьи трусы?»).

Кронверкская ул., 12.
Памятник женщинам — бойцам МПВО

Идея установки памятника принадлежит ветеранам. Открытие состоялось 7 мая  2002 года. Сложная композиция: одинокая фигура женщины располагается на высоте 14 метров на брандмауэре здания, архитектурные конструкции в виде металлических балок, подсветка — все вместе это несет большую смысловую нагрузку. В годы блокады более 17 тысяч женщин служили в подразделениях противовоздушной обороны. Об их подвиге напоминает и бронзовая доска с надписью: «Женщинам, защитившим Ленинград. Посвящается женщинам-бойцам Краснознаменной МПВО в годы блокады Ленинграда 1941–1944».

Каменностровский пр., 56.  «Танцующие девочки»

Копия знаменитой скульптуры Михаила Аникушина, выполненная его учениками, установлена в сквере более 13 лет назад. Оригинал находится в побратиме Петербурга — японском городе Осака, стоит посреди водоема аж с 1987 года. Как заметил кто-то из критиков архитектуры, аникушинские «Девочки» — парафраз песни «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!» Впрочем, иные времена, иные песни: в народе скульптурная композиция носит название «Памятник “Тату”».

Муринский парк. «Девушки»

Еще в прошлом веке скульптор Александр Черницкий для парка создал шесть гранитных скульптур. Осталось четыре. Три — женские, правда, одной кто-то из гуляющих граждан снес голову, так что на самом деле скульптур две с половиной. «Восходящее солнце» и «Девушка»  выполнены практически в натуральную величину натурщиц, обеих , как рассказывают, автор встретил в трамвае. Далеко не всем «муринские» женщины нравятся: некрасивые, непропорционально сложены. Впрочем, кому не нравится, могут любоваться другими экспонатами, пополнившими парковую коллекцию уже в наши дни, — крокодилом, бегемотом и обезьяной.  

Пр. Стачек, 186А. «Вера, Надежда, Любовь и София»

Этот памятник находится на территории церкви Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Посвящен главным христианским добродетелям. По преданию, София с дочерьми жила во II веке в Риме, пострадали они за христианскую веру и почитаются в лице мучениц. Греческие имена дочерей – Пистис, Элпис и Агапэ — были переведены на русский язык, и только имя их матери Софии («Мудрость») сохранило оригинальное звучание.

Дровяной пер., 3. «Женщина»

Бетонная женщина в длинном платье стоит в крошечном скверике между набережными канала Грибоедова и Пряжки. Согласно местной легенде, статую девушки — своей жены — изваял скульптор, живший неподалеку. Изначально девушка была обнаженной, однако это не понравилось жильцам соседнего дома, пришлось «одеть». Скульптуре немало лет и ее никто, к счастью, не разбил, не покалечил, хотя давно в скверике вырубили кусты и сломали все  скамейки. Более того, время от времени девушка «меняет» платья — еще не так давно была в белом, сейчас в голубом. Чем  не повод для мифотворчества?

Пересечение Садовой ул. и Банковского пер. «Женщины в стиле модерн»

Дом Николаевых построен неизвестным архитектором в конце XVIII века, перенес несколько перестроек внутри и снаружи.
В 1903 году архитектор Г. Люцедарский перестроил угловую часть дома, в простенках между окнами появились скульптурные изображения 6 женских голов в стиле модерн.
В начале прошлого века на первом этаже размещался книжный магазин И. Д. Сытина.

Пушкин, Садовая ул., 8. «Незнакомка»
Елагин остров, ЦПКиО. «Поцелуй» и «Танец»

В Пушкине, рядом с Дежурными конюшнями, стоит скульптурная композиция, созданная Александром Таратыновым по мотивам одноименной знаменитой картины Ивана Крамского. Красавица восседает в коляске, снисходительно поглядывая на окружающих, которым, между прочим, не возбраняется сесть рядом. А Елагин остров украсили композиции того же автора: выполненный по мотивам картины Климта «Поцелуй» — мужчина и женщина, слившиеся в поцелуе, и «Танец», прообразом которого стала знаменитая работа Матисса — сколько экспрессии в движениях рук и ног обнаженных женщин!