Сдержанные в оценках японцы, тем не менее называют мастера Итику Кубота гением. Европейцы уже давно оценили искусство художника, создававшего уникальные кимоно-картины: еще в 1990 году его удостоили Ордена Искусств и литературы во Франции. Однако сохранил коллекцию мастера, ушедшего из жизни в 2003 году, выпускник российского МГИМО.


 

Щедрая благодарность

История этой уникальной выставки началась 10 лет тому назад, когда известный японист, выпускник МГИМО, долгое время работавший в Торгпредстве СССР в Японии, кандидат политических наук, а сегодня еще и известный предприниматель и меценат Фаттах Шодиев впервые посетил музей Итику Куботы в Японии, где познакомился с мастером. Потрясенный красотой созданий Итику, Фаттих Шодиев, узнав о смерти художника, спас музей мастера от банкротства и приобрел всю коллекцию кимоно, чтобы не допустить ее распродажи по частям и сохранить для Японии и мировой культуры.

Как объяснил сам Фаттах Шотиев, спасение этой коллекции для него было знаком благодарности Японии за то, какое влияние оказала эту страна на его жизнь. Именно его Фонд организует мировое турне коллекции Итику Куботы. И если вы никогда не были в Стране Восходящего солнца и не знаете ни одного слова по-японски, поверьте, одной встречи с творениями Итику Куботы будет достаточно, чтобы и на собственную жизнь посмотреть по-новому — с точки зрения красоты.

Кимоно как полотно

Работать с текстилем Итику Кубота начал еще в 14 лет. А в 20 лет он впервые увидел в Токийском национальном музее небольшой кусочек ткани, выполненный в древнейшей технике Цудзигахана (в переводе с японского это означает «цветы на перекрестке»). Забытое искусство XVI века представляло собой роспись по специально окрашенной ткани, вышивка с использованием золотых и серебряных нитей. Всю свою жизнь Итику Кубота посвятил возрождению этой техники. Конечно, изменились и ткани, и красители. И хотя художник старался быть, как говорят сегодня, максимально аутентичным, его техника — это не совсем Цудзигахана. А точнее, Цудзигахана плюс Итику Кубота.

Так и называют сегодня искусство кимоно, созданных Кубота, — «Цудзигахана Кубота». Это не просто кимоно — это произведение искусства, где традиционная японская  одежда становится своеобразным полотном для живописной картины мастера. Кропотливость создания кимоно в этой технике была такой тщательной и подробной, что на одно изделие у Куботы уходило около года. И хотя со временем у художника появилась целая мастерская — идея каждой работы оставалась только в его голове. Поэтому после смерти мастера удалось завершить только несколько его кимоно. Остальные замыслы художника ушли вместе с ним...

Преображение света

У мастера Итику Кубота, как у многих художников, было и самое любимое произведение — кимоно «Закат солнца» (1986 г.). Удивительно, что это кимоно, выполненное в насыщенных золотых тонах, — это своеобразное воспоминание Итику Кубота о самом непростом периоде его жизни. Как и многие молодые японцы, Кубота был призван в армию и попал на шесть лет в советский плен. Художник вспоминал, что это были самые тяжелые годы в его жизни. Выжить в сибирском плену ему помогли... закаты солнца, которыми любовался пленный.

Пейзаж вообще стал главной темой живописных кимоно Куботы. Так, в Петербург привезли знаменитую «Симфонию Света» — 36 кимоно, которые составляют одну картину: 29 работ первого уровня — это картины поэтического пейзажа, плавно переходящего от золотого сияния осени к ледяной прохладе зимнего снега, и второй уровень — 7 великолепных по цвету кимоно, отражающих представления художника о жизни и о Вселенной. Именно в Петербурге эта серия картин представлена так, как задумал ее автор — на нижнем и верхнем уровнях.


Коллекция
Вся коллекция Куботы, хранящаяся в музее, состоит из 104 экземпляров, созданных по технологии «Цудзигахана Итику». Это кимоно серии «Гора Фудзи», несколько единичных моделей и труд всей жизни Кубота – «Симфония света» — его шедевр, незавершенный к моменту его кончины, в котором насчитывается 36 кимоно из 80 запланированных.


В морских волнах и у подножья Фудзиямы

Две серии работ Итику Кубота — «Гора Фудзияма» (11 работ) и «Океаны» (5 работ) передают уникальное отношение мастера к природе, его стремление передать неуловимость и проницаемость природного света с помощью ткани и росписи. Как и всякий японец, Итику преклонялся перед самой главной японской вершиной — горой Фудзияма. И он изображал ее в самые разные времена суток и года: Фудзияма в грозовых облаках, Фудзияма в лучах солнца, Фудзияма в весеннем воздухе и укрытая белым снегом... Даже свой музей в Кавагучи-ко художник построил у подножия Фудзиямы. Ну а стихия воды, морские волны, изменчивость цвета морской воды — благодатнейшая тема для живописи по ткани. Ведь каких только оттенков не отражает морская гладь!

Не только поэзия

Надо сказать, что главным в своем искусстве Итику Кубота, конечно, считал решение исключительно художественных задач: воплощение красоты мира и человека через уникальную технологию Цудзигахана. Однако и задачи практические ему приходилось решать с помощью своего искусства: Кибота создал множество индивидуальных кимоно, многие из которых не только остались в его коллекции, но и в гардеробе знаменитых и небедных людей. Он был известен многим мировым дизайнерам, дружил с Соней Рикель и Коко Шанель, устраивал «модные показы» своих работ на подиумах Японии и Европы. Некоторые модели его коллекции принимали участие в пьесах театра Но — традиционного японского театра, который считается образцом элитарного искусства Страны Восходящего солнца.


Первая встреча

Цудзигахана — популярная техника нанесения рисунка на ткань от эпохи Муромачи до начала эпохи Эдо, она быстро достигла расцвета, но внезапно исчезла. Итику Кубота был заворожен таинственной красотой этой ткани.

«Мое сердце забилось быстрее; я был тронут, очарован, по моему телу прошла дрожь при виде такого мастерства и утонченной красоты. Более четырех часов я стоял в пустынном зале музея, прикованный к месту, пристально разглядывая маленький лоскуток ткани, который, казалось, был выставлен лишь для меня».

Как создают «Итика Цудзигахана»

Итику Кубота использовал чиримен (креповая шелковая ткань) как основу для кимоно. Большинство из них – фурисоде (с длинным рукавом). По методу, известному как Шибори, куски ткани выкраиваются и окрашиваются отдельно друг от друга, а затем соединяются в платье. Шибори — основа Цудзигахана, техники ручной окраски (с предварительным обматыванием частей ткани) в сочетании с рисунком и печатным орнаментом.

Цудзигахана – это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: создания эскиза, стягивания и оборачивания выпуклых участков, окрашивания ткани и росписи кистью, обработки паром и промывки, снятия нити и сушки, росписи кистью и создания дополнительной текстуры, отделки и обработки.