Для того чтобы открылся этот музей, фонд «Связь времен» Виктора Ваксельберга за 7 лет отреставрировал Шуваловский дворец, потратив на это 1,2 млрд рублей. Коллекция Форбса, составившая основу музея, обошлась фонду в 2004 году более 100 млн долларов. Даже простая «музейная арифметика» впечатляет. А сама музейная экспозиция поражает роскошью.



Возвращение

Некоторые воспоминают, что, когда в 2004 году, не дожидаясь аукциона Sotheby's, фонд Виктора Ваксельберга приобрел у наследников легендарного медиамагната Малькольма Форбса коллекцию Фаберже, весь Нью-Йорк выстроился в очередь «попрощаться» с ювелирными шедеврами. Но на этом дорогом приобретении российский бизнесмен не остановился: в последующие годы он приобрел изделия легендарной фирмы на сумму около 350 млн долларов.

Похоже, изделия Фаберже действительно обладают магической притягательностью. Известно, что сам Форбс начал собирать свою коллекцию с небольшого пасхального яйца-подвески (по другой версии, это была шкатулка), которое он преподнес в подарок супруге. С этого момента Фаберже стал манией и целью Форбса, и на него он не скупился в средствах. И вот, драгоценная часть национального достояния России вернулась на родину. И более того, она скоро станет доступна любому посетителю Музея Фаберже, открывшемся в Шуваловском дворце.


Шуваловский дворец
Первый владелец особняка — гофмейстер Дмитрий Нарышкин, в 1846 году дом купил Петр Шувалов, а в 1844-1846 году отдельные корпуса здания были объединены, фасады переделаны в стиле итальянского ренессанса, был создан Парадный вестибюль с мраморной лестницей, а также Голубая, Белая, Красная, Золотая и Синяя гостиные, Рыцарский зал, Большой и Готический кабинеты. До 1917 года дворец принадлежал Шуваловым. После революции здесь были Музей быта, Дом печати, Дом инженерно-технических работников, проектная организация, Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.


Арифметика формы яйца

Конечно, центральный зал нового музея занимает блистательная коллекция — 9 пасхальных яиц Фаберже из императорской коллекции и 4 пасхальных подарка, выполненные легендарным ювелиром для частных лиц. Из 50 яиц императорской коллекции сегодня осталось 42, и больше всего их находится в Оружейной палате Московского Кремля — 10. И хотя в Музее Фаберже на одно яйцо императорской серии меньше — такого количества пасхальных подарков от великого ювелира нет больше нигде.

Ценность музейной коллекции возрастает и потому, в ней есть самое первое яйцо — подарок Александра III супруге (яйцо «Курочка») и самое последнее — подарок Николая II его матери Марии Федоровне. Но это лишь часть музейного собрания, в который входят сотни роскошных предметов серебра, великолепная эмаль самых известных российских фирм, русские иконы в золотых и серебряных окладах, изделия камнерезного искусства, шедевры живописи русских и европейских мастеров. Пришедшему впервые в Музей Фаберже, по чести говоря, хочется назвать его «маленький Эрмитаж». Заметим, что в коллекции «русского ковчега» нет ни одного пасхального яйца Фаберже и всего несколько изделий этой знаменитой ювелирной фирмы.

Императорский реестр

1. Пасхальное яйцо «Курочка», 1885 г.
Этот подарок императора Александра III супруге Марии Федоровне открывает легендарную серию. Александр III сам придумал его: это яйцо, покрытое эмалью, имитирующей скорлупу, и желток из матового золота. Внутри яйца сюрприз — курочка, а в курочке — корона, усыпанная бриллиантами, и брелок из рубина.

2. Пасхальное яйцо «Ренессанс», 1894 г.
Последний пасхальный подарок Александра III супруге. Яйцо в форме старинной овальной шкатулки эпохи Возрождения. Именно в нем, вероятно, и находился сюрприз — яйцо «Воскресение Христово».

3. Пасхальное яйцо «Бутон розы»

Первый подарок Николая II его венценосной супруге — Александре Федоровне.

Покрытый красной гильошированной эмалью и украшенный атрибутами любви, этот подарок скрывал в себе первый сюрприз с механизмом: при нажатии на рычажок, лепестки розы раскрывались, а внутри бутона лежала миниатюрная императорская корона.

4. Пасхальное яйцо «Ландыши», 1898 г.
Подарок Николая II супруге, украшенный цветами, символизирующими женственность и чистоту, вызвал восторг не только у Александры Федоровны. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. это создание Фаберже было признано произведением «утонченного вкуса», а его создатели получили награды выставки.

5. Пасхальное яйцо «Коронационное», 1897 г.
Подарок Императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, выполнен в память о коронационных торжествах: цвет и рисунок желтой эмали имитировал ткань коронационной мантии, а сюрприз-к арета — был точной копией кареты Елизаветы II.

6. Пасхальное яйцо «Петушок», 1900 г.
Подарок Николая II его матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Яйцо-час, покрытое фиолетовой эмалью с циферблатом в виде золотого лаврового венка с ягодами из алмазов и жемчуга. При нажатии на кнопку в верхней части яйца из него появлялся петушок с рубиновыми глазами, который начинал махать крыльями и кукарекать.

7. Пасхальное яйцо «15-летие царствования», 1911 г.

Это полное неразборное яйцо без внутреннего сюрприза, главным украшением которого стали 15 акварельных миниатюр по слоновой кости работы Василия Зуева.

Это портреты всей императорской семьи: Николая, Александры Федоровны и двух дочерей, а также главные события этих 15 лет — коронация, открытие памятника Петру Великому в Риге, перенос мощей Серафима Соровского, дворец в Гааге, где была подписана мирная конвенция, речь Николая II перед открытием Государственной Думы в Зимнем дворце, установление памятника 200-летия Полтавской битвы, открытие музея Александра III и моста Александра III в Париже и др.

8. Пасхальное яйцо «Лавровое дерево», 1911 г.
Подарок Николая II матери, вдовствуйющей императрице Марии Федоровне.
Сама форма кроны дерева, выполненного из нефрита и мексиканского оникса, — это аллегория яйца. А среди 365 листочков лавра, символа королевской власти, плоды в виде драгоценных камней. Сюрприз яйца открывался при заведении механизма ключиком: крона открывалась, и из нее появлялась поющая птичка, покрытая настоящими перышками.

9. Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия», 1916 г.

Последний пасхальный подарок для Марии Федоровны от Николая II. Выполнен скромно и без лишней роскоши: цвета георгиевского креста и ленты знаменовали тот факт, что Николай II был награжден георгиевским крестом IV степени, а царевич Алексей — медалью на георгиевской ленте.

Это было единственное яйцо императорской коллекции, которое Мария Федоровна увезла с собой, покидая большевистскую Россию в 1919 году.


История
Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Российский немец по происхождению (отец-немец родился в Эстонии, мать была дочерью датского художника). В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге, в 1882 году его сын, Карл Петер, в возрасте 24 лет возглавил фирму. В том же году Александр III заметил изделия фирмы Фаберже на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, и Карл Петер получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

После революции все изделия Фаберже, за исключением некотрых вывезенных в Финляндию, были национализированы, многие уничтожены или проданы за границу. Карл Фаберже в 1918 году с семьей бежал в Латвию, затем поселился в Германии. В 1920 году карл Фаберже умер в Лозанне в Швейцарии. Похоронен в Каннах.


Собранье пестрых экспонатов

В остальных залах Музея Фаберже представлены произведения русских мастеров эмали: фирм П. Овчинникова, И.Хлебникова, Г.Грачева и других эмальеров, — изделия из золота и серебра московской фабрики А.Кузмичева, редчайшая коллекция эмалей и эмалевых миниатюр Федора Рюккерта, сотрудничавшего с Карлом Фаберже. Среди изделий этого мастера — эмалевые миниатюры-копии картин Маковского, Васнецова, Лебедева, Соломко, Сычкова.

Целый зал музея посвящен русским иконам в золотых и серебряных окладах, десятки стендов и витрин — изделиями из фарфора (например коллекция фарфоровых тарелок императрицы Жозефины), произведениями камнерезного искусства, ювелирными рамками, которыми славилась фирма Фаберже (считают, что ни одна из рамок не повторяла другую!), изысканными шкатулками, табакерками и даже целой коллекцией ювелирных... пряжек! А на стенах переполненных экспонатами залов — произведения русских художников (вернувшееся, например, через столетие в Россию полотно Маковского «Суд Париса») и европейских мастеров.


Традиция
На фирме Фаберже было создано 50 пасхальных яиц для императорской коллекции. Изготовление каждого занимало почти год — от эскиза до расчета. Стоимость императорских подарков варьировалась от 4 000 до 20 000 императорских рублей. Наибольший вклад в изготовление этих ювелирных шедевров внес мастер Михаил Перхин. Известно около 15 пасхальных яиц, изготовленных для частных заказчиков (Феликс Юсупов, Альберт Нобель, Ротшильды, графиня Мальборо, купчиха Кельх и др.)


С января 2014 открыт для посетителей по заявкам на сайте.