125 лет истории «National Geographic» для экспозиции были скромно укомплектованы в 125 фотографий, раскрывающих страсть к путешествиям, открытиям и чудесам, на которые способна сама только природа.

«Афганская девушка», Пакистан, Стив Маккарри, 1984.

Летоисчисление журнала, создавшее повод для юбилейной выставки, начинается аж с истории основания Национального географического общества в 1888 году. Со временем тонкая брошюра в коричневой обложке тиражом в 200 экземпляров стала калейдоскопом, открывающим весь мир, столь таинственный для так называемого цивилизованного общества.

Экспозиция начинается своего рода стеной славы журнала, по пунктам образующим магическое число «125», где в хронологическом порядке можно увидеть «незабываемые моменты» истории издания и развития Национального географического общества, его основателей и главных героях.
«Любая фотография, — писал Ролан Барт*, — это сертификат присутствия».

* Ролан Барт — французский философ, автор одного из первых фундаментальных исследований природы фотографии «Camera Lucida». — «ВД».

«Аляска», Бредфорд Уошберн, 1935.

Расположенная в одном из популярных городских лофтов, эта выставка скорее всего не оправдает надежды, тех, кто идет посмотреть исключительно на «обложечные кадры» в стиле «глянцевая планета путешествующего эстета», но наверняка оставит довольными любителей наблюдать за процессом изнутри, и тех, кто вовлечен в мир исследований подчас опасного искусства фотографии, когда, пытаясь сделать редкий кадр, фотографы рискуют жизнью. Выставка «National Geographic» — 125 «сертификатов присутствия» оказавшихся в нужное время в нужном месте вдумчивых и неравнодушных людей с камерой.

«Национальный парк Сымен», Майкл Никлас, 2002

Курсировать по выставке можно абсолютно непринужденно, никаких хронологических или иных принципов нет. Вот черно-белое фото, датированное 1909 годом, которое сейчас могло бы стать достойным  фирменной обложки «Esquire» с его любовью к фактурным лицам. Это портрет американского исследователя Арктики Роберта Пири, подпись к которому гласит: «Неважно достиг ли он со своим помощником Северного полюса, они подошли к цели ближе, чем кто ли бы до них». Рядом — завораживающий кадр: в 1996 году фотограф Мария Стенцель запечатлела исследователей, изучающих секреты закованных в лед зимних арктических морей. Тут и тибетские пейзажи (с трудом верится, что они  сделаны в 1926 году), а со следующего снимка смотрит молодой, но поседевший, знакомый с детства Жак Ив Кусто.

Несколько минут в завороженном состоянии можно провести возле фотографии, скорее напоминающей полотно Матисса, но на самом деле снятой в 2011 году в Национальном парке Намибии.

Центральное место занимает фотография 12-летней афганской девочки, когда-то случайно попавшей в объектив в пакистанском лагере для беженцев: этот портрет не раз называли Моной Лизой нашего времени, и он стал неким символом «National Geographic». Это лицо, а точнее сказать — глаза, узнают многие, а вот какими они стали спустя 17 лет, можно увидеть только на выставке. Фотографу, некогда запечатлевшему девочку, удалось ее разыскать и даже сделать памятный кадр, в окружении семьи, после долгих уговоров ее строгого мужа.

А еще в юбилейную историю открытий вошли кадры 30-х годов уже прошлого века из Афганистана и Тайланда, фотографии, созданные 56 лет назад у норвежских фьордов и больше напоминающие открытки, лица отважных путешественников, челюсти акул, тысячи тропических бабочек и маленький пастух на лугах в Швейцарии...