В рамках XXIII Международного театрального фестиваля в «Балтийском доме» проходит персональная выставка Валерия Плотникова — «Это не юбилей, а просто круглая дата...»*. VashDosug.ru посчастливилось взять у знаменитого фотографа интервью, в котором он поделился историями из профессиональной практики, рассказал о творчестве и своих героях.


Портреты артистов, которые удалось в разное время сделать фотографу (достаточно назвать несколько имен — Высоцкий, Миронов, Богатырев, Вертинская, Эйфман), представляют целую эпоху культурной жизни нашей страны. По фотоработам можно изучать историю театра и кино второй половины XX века, ведь те, кто на них запечатлен, уже давно стали классиками.  

— Валерий Федорович, вы работаете преимущественно в жанре портретной съемки, почему?

— Ответ на этот вопрос достаточно прост. Я долгое время жил недалеко от Невского проспекта, рядом с Елисеевским магазином. Гуляя по Невскому, сначала мальчиком, потом юношей, я постоянно встречал таких людей, как Акимов, Юнгер, Черкасов... Это было потрясающе! Я слышал про «Постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград"», где поносили Ахматову, Зощенко.  Как выглядит Анна Ахматова, я знал. Я мог себе ее представить. Но как выглядит Зощенко или даже Шварц, я понятия не имел. Было множество известных людей, которых я мог просто не узнать на улице. И когда в школьные и институтские годы моими друзьями становились такие замечательные люди, как Олег Григорьев, Ася Векслер, Юра Русаков, Сережа Соловьев, Лева Додин, Володя Тыкке — я понял, что мне нужно это поколение запечатлеть и оставить тем самым в памяти. Когда я учился во ВГИКе стал заниматься фотографией. И если живопись, которой я тоже увлекался, требовала времени, то фотография позволяла создать портрет моментально.

— А с чего вы начинаете работу над портретами? Есть ли какая-нибудь специальная подготовка?

— Сейчас практически нет. Если говорить о заказном портрете, то я встречаюсь с человеком заранее и смотрю на него. Раньше я старался выбирать какое-то место, но сейчас, слава богу, люди живут достойно, поэтому нет проблем с интерьерами. Однако, одевать людей приходится до сих пор.

— Почему?

— В не столь давние советские времена одевались очень скромно, если не сказать убого. И глядя даже на мои альбомы, можно понять, сколько мне приходилось тратить сил для того, чтобы найти какую-нибудь подходящую и красивую вещь. Народные артисты, композиторы, писатели одевались кое-как и не обращали на это внимание. Например, просто потрясающий человек Святослав Рихтер в быту был просто удивительно безвкусен.


— А как же актрисы? Они-то уж знают, как надо одеваться.

— Один журнал как-то напечатал мои работы. И вышло так, что в одном номере опубликовали сразу три фотографии с актрисами, одетыми в один и тот же наряд, который я брал то ли у Славы Зайцева, то ли у своей жены. Дело в том, что я в разное время предоставлял журналу фотографии, а зачастую в редакции не сразу понимают, какой материал пойдет в тот или другой номер. И то, что эти три фотографии случайно попали в один журнал никто не заметил. И только въедливый читатель прислал письмо с фразой: «А что это, у Вас все актрисы одинаково одеты?» Все посмотрели и, конечно, были в шоке. Причем, там был не какой-то невзрачный пиджак, а хорошая женская яркая вещь, которая сразу бросалась в глаза.

— А зачем переодевать людей? Зачем их приукрашивать?

—Я совершенно спокойно могу признаться – я лакировщик. Действительность, такая, какая она есть, меня не всегда устраивает.

— Вы назвали себя лакировщиком, но ваши фотоработы все же далеки от сегодняшнего гламура.  

— Дело в том, что я снимал очень интересных, самобытных людей. Меня часто спрашивают, как я отношусь к конкуренции, к молодым фотографам. Я знаю, сейчас есть потрясающие фотографы мирового уровня. Но им некого снимать. Странная вещь: если взять мой первый альбом,  он открывается фотографией Дмитрия Сергеевича Лихачева, дальше идет Аверинцев, Гранин, Козинцев... Что было тогда и  что сейчас? Скажем, вот Григорий Михайлович Козинцев, а сейчас кто...? Некого сейчас противопоставить тем людям, у которых был собственный взгляд, позиция. На портретах это всегда видно.

— Большинство артистов прекрасно знают, какую позу им надо принять, чтобы хорошо выглядеть в кадре. А надо ли вам это?

— Совершенно нет. На эту тему, кстати, я вспоминаю случай, имевший место с Андроном Кончаловским, который снимал Сильвестра Сталлоне. Сталлоне прекрасно знает, что в кино можно скрыть, что он небольшого роста, если снимать снизу и при определенном ракурсе.

Но, во-первых, наши актеры по большей части совершенно об этом не думают и даже не знают, как лучше на них ставить свет. Поэтому таких проблем у нас не возникало. Даже если вдруг кто-то бы начал говорить, как именно его надо снимать, то я бы ответил: «Вот тебе мыльница и иди снимай себя сам!» Вообще у меня каких-то профессиональных споров не бывает, потому что мне доверяют. Знают, если я берусь, значит будет хорошо. Я подхожу к своей работе с любовью, с чувством. И стараюсь, чтобы женщины выглядели моложе, изящней и стройней.

— А бывали ли у вас такие ситуации, когда съемка идет уже очень долго, а вы чувствуете, что нет того кадра, ради которого задумывалась эта фотосессия?
— Да, конечно, такое бывало. Чтобы не расстраивать человека, я продолжаю его снимать, а через какое-то время я договариваюсь с ним еще раз и пробую снова. Вот, например, совсем недавно был случай. Я знаю Валеру Фокина уже лет двадцать пять. Среди множества его фотографий, лежащих у меня в архиве, не было той, которая бы мне по-настоящему нравилась. И тут Фокин пригласил меня провести мастер-класс в Александринском театре. Там я как раз Валеру несколько раз щелкнул и наконец получился кадр, который меня устроил.

А была и другая история. У меня есть фотопортрет Дмитрия Сергеевича Лихачева. Но я сделал эту фотографию не сразу. Мне пришлось несколько лет ждать, пока облик этого человека стал напоминать что-то ветхозаветное.

— То, что вы рассказали, удивительно, но не всегда можно ждать натуру несколько лет. Не каждый фотомастер может себе это позволить. А существуют ли какие-то приемы, позволяющие сразу раскрыть характер персонажа?

— Откровенно сказать, нет. Но обязательно нужно поймать взгляд персонажа, который отличит его от всех остальных. Однако, человек не всегда сразу раскрывается, бывает сложно «вытащить» этот взгляд, чтобы он был самим собой,. И я ему предлагаю, позируя, сыграть  именно ту роль, которую он, возможно, нигде и никогда не сыграет. Для меня это самое важное.


* Посетить юбилейную выставку Валерия Плотникова, проходящую в фойе «Балтийского дома», можно по входному билету на театральный спектакль. Экспозиция открыта до 20 ноября.