Мария Рощина
21 августа 2013

Ню без глянца

Большинство посетителей выставки «Красота без гламура?» все равно в первую очередь видят на ней фотографию в стиле ню. А организаторы и в концепцию экспозиции, и в само ее название заложили несколько иной смысл...

Андрей Князев. Из серии «Ню», 1990-е

Увы, но мы в последние годы привыкли к тому, что изображение обнаженного тела на фотографии должно быть идеально «отлакировано» фотошопом и выстроено по всем правилам 90х60х90. Однако настоящее фотоискусство даже в таком непростом жанре, как ню, не ставило перед собой «простых» целей глянца: «Сделайте мне красиво». Парадокс, но лучшим выражением духовности, как считают организаторы этой выставки, было именно изображение обнаженной женской натуры. И то, как меняется отношение фотографа к «ню-объекту», тоже фактор нравственный. И, само собой, эстетический.

Собственно об этом и выставка (собранная, кстати, совсем не из фондов Русского музея, а из частных коллекций). И если фотографии обнаженной натуры начала XX века — это исключительное любование красотой самой формы женского тела, то постепенно в фотоработах 20–30-х годов «тело» обретает «лицо». Для фотографа становится важным не абстрактная красота, а сама модель, ее индивидуальность. Для фотографов этого времени важны будут и эксперименты со светом, и пластика тела — тема «Ню в движении». А фотограф Александр Гинзбург за свои пикториальные работы (технология, в результате которой фотография напоминает скорее живопись импрессионистов) в 1936 году был обвинен в распространении порнографии и осужден на 5 лет... Но даже система жестких запретов на изображение обнаженного тела (помимо, конечно, тела Работницы, Колхозницы и Матери) не останавливала творчество авторов ню, правда, ставшее полуподпольным.

И только в 60-е, годы оттепели, снова появилась возможность открыто представлять обнаженную натуру в фотографии или создавать работы андеграунда. Появляются абстрактные фотографии, экспериментальные ню, обнаженная натура на пленэре. Ну а новое время предоставило художникам самые широкие возможности — от создания работ в классической стилистике и старых технологиях до фотоавангарда и сложных цифровых работ.

Отзывы о «Ню без глянца»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Петербурге

Самое время открыть культурную сторону города с новой стороны и еще раз полюбить «Петра творенье».

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

От живописи Бэкона и Фрейда до ретроспективы Репина.

Не совсем обычные, но очень интересные музеи.

31 янв. — 19 мая | Эрарта, фотография 31 янв. — 19 мая

18 февр. — 20 мая | Михайловский замок (Русский музей), декоративно-прикладное искусство, живопись, исторический 18 февр. — 20 мая

Шестая выставка из цикла «Сага о Романовых»

Выбор редакции

31 янв. — 25 мар. | Мраморный дворец (Русский музей), фотография 31 янв. — 25 мар.

24 янв. — 1 апр. | Строгановский дворец (Русский музей), графика 24 янв. — 1 апр.

21 февр. — 15 апр. | Корпус Бенуа (Русский музей), живопись 21 февр. — 15 апр.

Небольшая мемориальная выставка к юбилею А.В. Мыльникова.

1 мар. — 10 мая | Nautilus, тематическая выставка 1 мар. — 10 мая

1 февр. — 6 июн. | Эрарта 1 февр. — 6 июн.

Уникальная выставка французской художницы в Петербурге.

14 февр. — 22 апр. | Эрарта, графика, живопись, современное искусство 14 февр. — 22 апр.

Оригинальные образы будущего и облик постчеловека.