Большинство посетителей выставки «Красота без гламура?» все равно в первую очередь видят на ней фотографию в стиле ню. А организаторы и в концепцию экспозиции, и в само ее название заложили несколько иной смысл...

Андрей Князев. Из серии «Ню», 1990-е

Увы, но мы в последние годы привыкли к тому, что изображение обнаженного тела на фотографии должно быть идеально «отлакировано» фотошопом и выстроено по всем правилам 90х60х90. Однако настоящее фотоискусство даже в таком непростом жанре, как ню, не ставило перед собой «простых» целей глянца: «Сделайте мне красиво». Парадокс, но лучшим выражением духовности, как считают организаторы этой выставки, было именно изображение обнаженной женской натуры. И то, как меняется отношение фотографа к «ню-объекту», тоже фактор нравственный. И, само собой, эстетический.

Собственно об этом и выставка (собранная, кстати, совсем не из фондов Русского музея, а из частных коллекций). И если фотографии обнаженной натуры начала XX века — это исключительное любование красотой самой формы женского тела, то постепенно в фотоработах 20–30-х годов «тело» обретает «лицо». Для фотографа становится важным не абстрактная красота, а сама модель, ее индивидуальность. Для фотографов этого времени важны будут и эксперименты со светом, и пластика тела — тема «Ню в движении». А фотограф Александр Гинзбург за свои пикториальные работы (технология, в результате которой фотография напоминает скорее живопись импрессионистов) в 1936 году был обвинен в распространении порнографии и осужден на 5 лет... Но даже система жестких запретов на изображение обнаженного тела (помимо, конечно, тела Работницы, Колхозницы и Матери) не останавливала творчество авторов ню, правда, ставшее полуподпольным.

И только в 60-е, годы оттепели, снова появилась возможность открыто представлять обнаженную натуру в фотографии или создавать работы андеграунда. Появляются абстрактные фотографии, экспериментальные ню, обнаженная натура на пленэре. Ну а новое время предоставило художникам самые широкие возможности — от создания работ в классической стилистике и старых технологиях до фотоавангарда и сложных цифровых работ.