На протяжении двух месяцев в Строгановском дворце проходит выставка фотографий обнаженной натуры, в которой нашло свое отражение развитие жанра «ню» в работах именитых фотомастеров и снимках неизвестных авторов в период с 1900 годов до первого десятилетия XXI века. После просмотра более чем 100 фотографий экспозиции, непременно задумываешься — почему ее название сформулировано в форме вопроса — «Красота без гламура?» 

«Афродита Книдтская», созданная еще в IV веке до нашей эры греческим скульптором Праксителем стала не только одним из главных идеалов красоты, но и первым изображением абсолютно обнаженного женского тела в искусстве. До нашего времени скульптура не сохранилась, существует лишь большое количество копий, но и они передают всю гармонию этого творения. Статуя является истинным воплощением древнегреческого искусства, но во время ее создания многие осуждали Праксителя, за кощунственное изображение богини нагой. Однако совершенная красота мало кого может оставить равнодушным, греческое мировоззрение было в этом плане определенно конкретным — за совершенным телом всегда скрывается совершенная душа…

С момента признания этого факта, изображение обнаженного тела уже не смущает, и становится неотъемлемой частью искусства. Естественно, в его непростой истории, были свои тонкости, например, изображение нагих женских тел на время уступило пальму первенства воспеванию совершенству мужского тела в скульптуре и живописи, а в период Средневековья и то и другое было под запретом. Эпоха Возрождения все расставила по местам, вместе с модой на мифологические сюжеты в искусство вернулась актуальность изображения обнаженного тела. Кажется, что дальше будет достаточно только перечислить имена художников, творивших в жанре «ню»: Сандро Боттичели, Джорджоне, Корреджо, Тициан, Рафаэль, Рубенс, Мане, Модильяни, Дюрер, Пикассо…и это далеко не все.

Эдуарда Мане, «Олимпия», 1863 год.

Точно назвать, когда жанр «ню» появился в фотоискусстве, непросто, однако, известно, что с 40-ых годов XIX века во Франции, одним из пособий для художников были дагеротипы с изображением обнаженной натуры. Такое обучение оставилj определенный отпечаток на творчестве многих художников, но  главным из них стал  известный французский живописец Гюстав Курбе.

Уже в 60-е годы жанр «ню» окончательно занял свое место в развитии искусства фотографии. Отношение к таким работам было неоднозначнным: кто-то оценивал красоту момента, запечатленного на фотографии, кто-то называл это непристойным, ну а кто-то сумел на этом неплохо заработать, демонстрируя свои фотоработы за отдельную плату. Именно благодаря последним, многие по-настоящему талантливые фотографы, взывающие к прекрасному в изображении обнаженного женского тела, были преследуемы за свои творения.

Самым главным спорным моментом стало определение фотографии в жанре «ню» и поиск ответа на вопрос: может ли документальность считаться искусством? Решением стало использование для снимков сюжетов и приемов из классической живописи. Именно поэтому, ранние работы, представленные на выставке «Красота без гламура?» в Строгановском дворце вызывают наибольший интерес.

Работы Альфреда Эберлинга начала XX века наглядно демонстрируют особенности развития нового жанра в фотографии: живописец и график, он со временем вошел в историю, как один из мастеров фотографии Серебряного века. Работы Эберлинга отличает камерность и особая художественность. На фотографиях мастера (изначально он использовал негативы фотографий с изображением обнаженных моделей в качестве примера для создания картин) заметна точная композиционная выстроенность, что несомненно является следствием взгляда и опыта художника.

Еще одним примером становления фотографии обнаженной натуры в рамках экспозиции является классик советской фотографии Александр Гринберг. Фотографии 20-х годов XX отличаются особым взглядом на модель: поза и декорации в кадре полностью соответствуют эстетике высокого искусства и идее «чистой фотографии», сформулированной самим фотографом. Несмотря на это, в 1936 году, Гринберг был арестован и обвинен в порнографии, его все же выпустили через несколько лет, а реабилитировали и того позже.

К концу 20-х - началу 30-х годов фотографы начинают экспериментировать, играя не только со светом в кадре, но и с моделью, они добавляют работам динамики, благодаря ндвижению тела и света, перенося съемки на свежий воздух. Хронологический порядок выставки, представляет рядом работы таких художников фотографии, как Григорий Зимин, чьи работы 20-х годов могли бы украсить и современные глянцевые журналы, благодаря особому шику и элегантности моделей и невероятному искусству владения светом, Николай Свищев-Паола, мастерски создающий на снимке эффект движения обнаженной натуры, наделяя ее образ чертами актрисы немого кино, Макс Пенсон и Борис Смирнов, изображающие модель как натурщицу для художественного полотна.

Однако период рассвета фотографии, как это часто бывало в Советской России с развитие искусства, был вопринят властью без особого энтузиазма, истории с арестами фотографов продолжались, и тему работ в жанре «ню» потребовалось на время забыть. Государство полностью контролировало умы, вкусы и стремления  народа, сейчас искусство должно было воспевать силу, трудоспособность, отвагу. На смену изображениям утонченных и изысканных тел натурщиц пришли фотографии физически развитых спортсменок и тружениц. Обнаженное искусство взяло паузу до начала 60-х годов.

С наступлением «оттепели» в стране, ситуация с развитием искусства стала меняться, естественно, на возможность открытой демонстрации работ с изображением обнаженной натуры или организаций выставочных проектов, рассчитывать не приходилось, но все же этот период можно назвать самым интересным с точки зрения поиска новых художественных форм в развитии жанра «ню» и появления талантливых авторов — Генадий Приходько, создающий целый художественные серии, воспевающие природу женской красоты, Анатолий Громов, вспоминающий в своих работах эпоху расцвета жанра.

Среди черно-белых работ привлекают внимания, выполненные в цвете, фотографии из коллекции «Летающие женщины», созданные фотографом Леонидом Лазаревым в начале 60-х годов XX века. Лазарев, являясь фотокорреспондентом журнала «Советская женщина», в своих сериях представляет совсем не тех советских женщин, участвующих в коммунистических строительстве и пропаганде, привычных глазу, его героини современны, чувственны и сексуальны.

Новый виток искусство фотографий «ню» получает в начале 90-х годов, с появлением гласности и демократии: теперь, когда нечего скрывать и возможно бесконечно импровизировать, представлять свои работы и узнавать открытое мнение, часть работ привлекает внимание только своей  провокационностью, что изменяет основным принципам жанра настоящего искусства. Однако, среди фотохудожников выявляется несколько талантливых мастеров, способных точно подчеркнуть линию изгиба тела, найти необходимый свет, декорацию, идею и наконец, саму модель — все это в работах  Андрея Князева, Льва Мелихова, Виталия Арутюнова, Вильяма Бруй, Сергея Леонтьева.

Сегодня в жанре «ню» можно наблюдать большие перемены, роль и характер героини кадры изменились, благодаря современным технологиям и методам игры с фотографией: со снимка уверенным взглядом смотрит женщина с идеальными пропорциями, являющаяся объектом желания, или, наоборот, модель, обладательница хрупкого тела и наивного лица. В борьбе этих двух начал и возникает вопрос — «Красота без гламура?»