Отправившись на любимый Елагин остров, можно не только прокатиться на лодочках и катамаранах по прудам, посетить замечательный дворец или забавный мини-зоопарк, но и вспомнить о том, что Елагин — это... настоящая дача! Правда, императорская. Со всеми вытекающими — то есть огородом, садом И, само собой, — садовником.

Елагиноостровский дворец. Фото: Вячеслав Архипов

Оранжерейная история

Традицию устраивать оранжереи на Елагином завели еще частные владельцы острова. В оранжереях выращивали не только экзотические растения, но и цветы для украшения особняков, и фрукты — для украшения барского стола. А Росси даже создал Оранжерейный корпус, где наряду со всякой экзотикой высаживали и совсем уж диковину для наших мест — пальмы. Правда, к XX веку пальмы так разрослись, что начали подпирать потолок оранжереи, и их отправили с Елагина в Ботанический сад. А вообще, оранжереи Елагина острова и Таврического сада не только обеспечивали весь императорский двор цветами и фруктами, но избыток цветов-фруктов даже продавали, а деньги отправляли в казну. Куда там до императорского бизнеса нынешним бабушкам, торгующим цветочками-лучком-помидорками у метро!


Цифра

Предварительная смета, составленная Росси, оказалась внушительной — 1 288 649 рублей, а вместе с парковыми работами она увеличивалась до 1 587 632 рублей.


Устроителем сада, огорода и оранжерей на Елагином был знаменитый садовник Джозеф Буш. А жил садовник с семьей и подмастерьем круглый год прямо на Елагином, в специально для него устроенном домике, который восстановили буквально в этом году. После Буша-старшего заведовать садово-овощным делом стал Буш-младший. Поневоле проведешь «семейное» сравнение отнюдь не садового характера.

Конюшенный корпус

Фрейлины, кавалергарды, повара…

Нынешний Конюшенный корпус служил для проживания не только лошадей, но и их всадников — кавалергардский полк, охранявший императора, расселяли также в квартирах Конюшенного корпуса. Выстроен Конюшенный в форме, понятное дело, подковы. Здесь же, недалеко от Конюшенного, был и небольшой манеж, где сегодня располагается небезызвестный «домик неизвестного архитектора»…

Два деревянных корпуса неподалеку от манежа обустроили для фрейлин императрицы, а специально для императорских обедов-ужинов Росси создал замечательный Кухонный корпус: никаких окон с доносящимися криками кухарок и поварят и ароматом щей и бланманже! Вместо окон в Кухонном корпусе были сделаны ниши со статуями античных богов работы Степана Пименова: Аполлон — бог искусства, Диана — богиня охоты, Церера — богиня плодородия, Флора — богиня весны и цветов, Афина — богиня мудрости, Юнона — жена Юпитера, жрицы и весталки. Считают, что перед Пименовым была поставлена задача — создать скульптуры с типично славянскими лицами, этакими русичами в греческих туниках. Ну, насколько это получилось — судите сами. По легенде, кстати, от Кухонного корпуса во дворец вел подземный ход, вероятно, чтобы с чанами и кастрюлями поварята не бегали по аллеям. Но достоверность или ложность этой легенды можно подтвердить только археологическими раскопками.

Кухонный корпус, как и Конюшенный, тоже был предназначен не только для приготовления пищи, но и для проживания. Да и сам Елагиноостровский дворец после смерти Марии Федоровны стал «запасной резиденцией» для Vip-персон, например,  для премьер-министров: С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и И. Л. Горемыкин в начале ХХ века успели отдохнуть с семьями в дворцовых интерьерах. Ну а в советские времена в Елагино-
островском отдыхали не только Герои Труда, но даже «пионэры».

А во дворе Кухонного корпуса одна из дочерей Столыпина, отдыхавшая на Елагином, посадила клен, который жив до сих пор. Живут на Елагином и лиственницы, посаженные великими князьями. Такое правило завели российские императоры: отдохнул на Елагином — уезжая, посади дерево! Даром что великий князь…

Павильон под флагом

Салонная жизнь на закате

Наверное, вы удивитесь, но, оказывается, Елагин остров был не только летней императорской дачей, но большую часть его с 1822 года могли посещать самые обычные горожане. Конечно, по преимуществу — дворянского происхождения. Прогулки по острову были в моде. Нерегулярный парк, специально обустроенная по указу Карла Росси роща, имитирующая настоящий лес средней полосы России, и, главное — закат на западной стрелке Елагина — все это привлекало публику. Конечно, в летнее время года. Зимой здесь императорская семья не проживала, зато на остров захаживали… медведи, от которых, правда, защищала Елагин специальная инвалидная команда, проживавшая «на острову» круглый год.

О закатах на западной стрелке надо сказать особо. Моду провожать закаты, говорят, ввела не кто-нибудь, а сама графиня Юлия Павловна Самойлова. Родом из Скавронских и Паленов, красавица и умница Самойлова в Италии, кстати, познакомилась с художником Карлом Брюлловым и надолго стала не только одной из самых любимых его моделей, но и его возлюбленной.

О красоте и чудачествах графини ходили легенды. Так, родная сестра Пушкина Ольга Павлищева писала своему мужу, когда он был в Варшаве одновременно с Самойловой: «Проезжала ли через Варшаву графиня Самойлова? Вытворяла ли она свои фокусы, то есть уселась ли на облучке вместе с кучером, с трубкой во рту и в мужской шляпе на своей завитой и растрепанной голове? Она презабавная и, я думаю, немного не в себе». Согласитесь, в язвительной реплике старшей сестры поэта определенно слышатся нотки ревности…

Необыкновенно общительная и сумасбродная графиня (что не нравилось также и Николаю I — больно свободолюбивые разговоры велись в кругу Самойловой) мгновенно собирала вокруг себя светское общество. Она-то первая и завела моду провожать закаты на Елагином. Публика потянулась за графиней толпой! А за публикой — деловитые и хваткие бизнесмены XIX века. Одни организовали «фирмочки» по лодочной переправе для желающих посмотреть на закат (в конце XIX века этим «бизнесом» занималась даже российско-финская корабельная компания, то есть совместное предприятие), другие — частное дело по выдаче стульчиков для отдыха на прогулках и неспешного любования заходящим солнцем. Ну а  предприниматели традиционного извоза ожидали вдоль берега с каретами и повозками разъезжающихся (иногда к рассвету) праздных дворян. Так, красавица Самойлова, как ныне говорят, «раскрутила» дачное местечко, сделав его невероятно популярным.


Хозяева «Елагиной дачи»

Первым хозяином Елагина острова в 1709 году был вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров (1669–1739), известный дипломат и государственный деятель. Затем у острова сменилось 9 вельможных владельцев и несколько названий: сначала его называли по-фински «Мистула-саари», затем — Мишин, или Михайлин, остров, поскольку на остров захаживали… медведи. Елагиным остров назвали в честь пятого владельца — Ивана Перфильевича Елагина (1725–1794), обер-гофмейстера императорского двора, прославившегося своим гостеприимством и хлебосольством. К началу XIX века содержание такого большого имения стало обременительным, и последний частный владелец острова Григорий Владимирович Орлов (1778–1826) продал остров в 1817 году в казну за триста пятьдесят тысяч рублей. А с 1818 года Александр I, желая обустроить эту «дачу» для своей матери — вдовствующей императрицы Марии Федоровны, назначил главным архитектором строительства малоизвестного Карла Ивановича Росси. Так остров стал первой пробной площадкой для блистательного строителя.


Памятник Любви

А также…

  • Павильон под флагом — у нынешней выставочной площадки располагалась пристань, где останавливался корабль с императорской семьей. Но, по легенде, в этом павильоне тайно собирались масоны…
  • Музыкальный павильон — понятно, что здесь проводили музыкальные концерты и праздники.
  • Памятник Любви — на одном из островков на прудах Елагина стоит полуразрушенная мраморная беседка, построенная, по преданию, еще во времена Екатерины II, в память о ее пребывании на этом острове в то время, когда хозяином Елагина был небезызвестный Григорий Орлов — фаворит императрицы.