Выставочный и издательский проект «Хоть пешком,  но будьте  в Италии...» действительно можно назвать уникальным. Он охватывает три века русского искусства, занимает три зала музея Академии художеств и объединяет масштабную выставку и альбом «Италия глазами русских художников».

Три века живописи

Собственно процесс «миграции» русских художников в Италию – для учебы, знакомства с классическими образцами итальянской культуры, за невероятной красотой итальянской природы, особым светом, цветом неба и моря – не прерывался с XVIII века и до сегодняшнего времени. И сегодня молодые художники непременно должны побывать в Италии, чтобы ощутить полноту собственного искусства.

Хороша выставка Академии художеств именно своим диапазоном – от «пенсионеров» XVIII века, старательно копировавших «итальянские красоты», до современных молодых художников, позволяющих смело переосмыслить и итальянскую архитектурную классику, и самый цвет итальянского неба. Язык и взгляд разный, но несомненным и общим за два с половиной века осталось одно: явная, откровенная любовь русских художников к этой стране и ее красоте – и в чудных «академических» итальянских работах Н. Мартоса или А. Брюллова, и в изумительно неизменно «петербургском» взгляде на подлинную (не северную) Венецию Остроумовой-Лебедевой, и в отличной графике А. Мыльникова и Ю. Непринцева, и в смелых итальянских работах наших художников-современников.

В рамках выставки «Хоть пешком, но будьте в Италии...»: 10 марта, 16.00 – открытая лекция об архитекторе Сильвио Данини (Андрей Козлов); 16 марта, 13.00 – занятие для детей «Карнавальные маски», 16.00 – поэтический вечер, стихи итальянского цикла; 17 марта, 16.00 – презентация итальянской секции Молодежного центра Эрмитажа «Lo studio italiano».

Рахау Карл Карлович. Вид на канале в Венеции, бумага, акварель

Италия в сердце Петербурга

О том, какое участие принимала итальянская сторона в организации выставки «Хоть пешком, но будьте в Италии...» и как складываются культурные отношения Италии и Санкт-Петербурга, «ВД» сумел расспросить у генерального консула Италии в Санкт-Петербурге Луиджи Эстеро.

— Господин Эстеро, какова была российско-итальянская история организации нынешней выставки в Академии художеств и какое участие в ней принимало консульство и Итальянский институт культуры?
— Выставка «Хоть пешком, но будьте в Италии...» – это уникальный проект как по масштабу, так и по характеру представленных произведений. Ее основным организатором стал Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, инициативу которого поддержали Посольство Италии в Москве, Генеральное консульство Италии в Санкт-Петербурге и Итальянский институт культуры, оказавшие также информационную и финансовую помощь в публикации книги «Италия глазами русских художников».

— Каково ваше впечатление от выставки, ее классической и современной части? Что для вас лично оказалось самым интересным на этой экспозиции?
— Наиболее всего меня поразило то, что идея путешествия в Италию волновала не только художников XVIII и XIX веков, но и сохраняется в умах художников современности. И именно объединение в одной выставочной экспозиции классической и современной части дает возможность увидеть эту преемственность.

— Русские художники отправлялись в Италию, чтобы увидеть особый свет итальянского солнца, красоту итальянской природы и искусства. А приезжают ли итальянские художники в Россию и зачем?
— С первых дней моего пребывания в Санкт-Петербурге я не устаю повторять, что Россия для меня – это прежде всего культура. Культура, которая проявляется не только через художественные формы, как-то: архитектура, театр, произведения литературы, но и та культура, носителями которой являются сами люди и их повседневная жизнь. Думаю, что именно эта человеческая составляющая побуждает итальянских художников, отличающихся особой восприимчивостью мира, приезжать в Россию.

— Консульство Италии находится в самом центре культурной столицы России — на Театральной площади. Удается ли вам посещать петербургские премьеры и гастроли?
— Несомненно, Петербург живет поистине насыщенной и яркой театральной жизнью. В этом смысле  Генеральное консульство Италии имеет «стратегическое» положение, соседствуя со зданием Мариинского театра и Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. По мере возможности, стараюсь посещать самые разные петербургские постановки, отдавая все же предпочтение театральным инновациям и тем театрам, которые ставят на сцене произведения современности.