И не сомневайтесь: выставка «Все люди – сестры» действительно приурочена к празднику 8 Марта. Но только не к «дню мимозы», а к 100-летию празднования Международного женского дня в России, то есть дня борьбы за женские права. Хотя бы равные с правами мужчин!
Да здравствует 8 Марта!
Инициатором этого праздника еще в 1910 году стала легендарная Клара Цеткин, предложившая именно в этот день (по дате первой манифестации женщин в защиту своих прав, состоявшейся в 1857 году в Нью-Йорке) активно напоминать обществу о том, что женщина не только человек, но еще и гражданин, достойный равных с другими гражданами (то есть мужчинами) прав. Правда, в России первое Восьмое марта отметили... 2 марта 1913 года. Зато это было настоящее «научное утро по женскому вопросу»: в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице 1,5 тысячи человек обсуждали десятки «женских» вопросов, в том числе вопрос избирательного права. А уже в 1917 году забастовка петроградских текстильщиц 23 февраля (то есть – 8 марта) переросла сначала в демонстрацию, а затем – и в Февральскую революцию! А вот выходным этот день стал только в 1965 году. Да и митинги сменили подарки, застолья и бесчисленные букеты мимоз.
Стань, Маруська, в стороне
Оказывается, самым острым «женским» вопросом сто лет тому назад был (а иногда и остается) вопрос о «неженских» профессиях. Ну не допускали барышень ни в операционные, ни в залы суда! Профессия врача и адвоката для дам была под запретом. И не только! На выставке можно увидеть весьма интересные открытки: парижские женщины-извозчики добились права управлять лошадью и заниматься извозом. Правда, их профессию окружающие (конечно, мужчины!) превратили в настоящий аттракцион. Да и с седоками, особенно нетрезвыми, дамам приходилось непросто: то ругаются непристойно, то пристают непотребно. И все-таки в 1907 году в Париже было уже 40 извозчиц! Дамы, к тому же, оседлали велосипед и покорили автомобиль. Но мужчины продолжали высмеивать «блондинок» за рулем и в седле, о чем выразительно рассказывают карикатуры того времени.
Открытки «Новый Париж»: «Красотки кучеры приятны на вид, но тот, кто рассматривает их вблизи, падает ничком!»
«Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!»
Все помнят эту реплику решительного хирурга из «Покровских ворот», с цигаркой в зубах и скальпелем в руке, – блистательный эпизод, сыгранный Риммой Марковой. Однако дойти «до жизни такой» женщинам было совсем не просто: в медицину (особенно хирургию) их в XIX веке не допускали категорически. Разве что в родовспоможение или в сестры милосердия. Заметим, что даже этого права российские женщины добились только благодаря европейским: на выставке не случайно появился портрет легендарной Флоренс Найтингейл, в память о которой весь мир отмечает 12 мая (в день ее рождения) День медицинской сестры. А вот в адвокатскую практику дам в России не пускали и в начале XX века: в 1912 году первая российская адвокатесса Екатерина Абрамовна Флейшиц была выставлена из зала самим судьей! Заметим, без всяких законных на то оснований! Пришлось даже великому адвокату Анатолию Федоровичу Кони выступить в защиту женщин-адвокатов. Но куда там! Мужчины в один голос твердили, что женщины не могут заниматься ни медициной, ни правом, потому как они «беременны и стыдливы»...
Профессия – работающая мать
Несомненно, советская власть уравняла женщин в правах с мужчинами. И, конечно, не отняла у них права быть матерью. Более того, чтобы пополнять ряды строителей коммунизма, в 1936 году ввели закон о запрете абортов (его отменят только в 1955-м!). А вот как справляться со «стахановскими» нагрузками и вырастить малыша, если декретный отпуск – всего два месяца, – этого советская власть, увы, не объясняла. Правда, плакаты того времени звучали гордо: «О счастье наших матерей заботится страна!» И женщины на них – румяные, веселые, здоровые. А вот большого счастья на лицах реальных женщин-передовиков и многодетных матерей почему-то не видно. Может, фотографии слишком старые?
Зато лица женщин, заменивших мужей у станка и в бою во время Великой Отечественной войны, – особые: это прекрасные и мужественные лица. Лица героинь фронта и тыла, тех, кто пережил блокаду и восстанавливал страну, тех, кто защищал родину на земле и в небе: фотографии знаменитых летчиц 46-го Таманского гвардейского авиаполка (их называли «ночными ведьмами») можно также увидеть на этой выставке. Кстати, Ирина Ракобольская, начштаба этого полка, до сих пор работает в МГУ: доктор физико-математических наук и профессор кафедры космических лучей и физики космоса физического факультета преподает студентам. Вот вам и «неженские» профессии!
Редакция благодарит Ирину Карпенко, ученого секретаря ГМИСПб, за помощь в подготовке материала.