Не секрет, что наступающий 2013 год согласно китайскому календарю пройдет под знаком синей водяной Змеи. И несмотря на то, что Петербург – город европейский и северный, «ВД» нашел здесь немало змей – в скульптуре, архитектуре, и в совершенно живом, хотя и хладнокровном виде.

Год Змеи вступает в свои права 10 февраля 2013 года и продлится до 31 января 2014 года. Говорят, что покровительство хладнокровного пресмыкающегося гарантирует стабильность, спокойствие и успех в делах, ведь на Востоке змея – традиционно символ мудрости и благосостояния. В отличие от России, где змеи всегда ассоциировались с бедой и опасностью. Посему мы, как люди суеверные, решили присмотреться к талисману будущих двенадцати месяцев и увериться в том, что он совсем не страшный.

1. Меркурий на фасаде торгового дома братьев Елисеевых.
2. Меркурий на Пушкинском доме.
3. Особняк В. Э. Бранта.

Змеи и кадуцеи

Вообще, змеи в архитектуре Петербурга чрезвычайно распространены. Во-многом, благодаря масонам – членами ордена была специально разработана система тайных опознавательных знаков и паролей. Поэтому в архитектурном оформлении многих старинных домов Петербурга присутствуют знаки, указывающие на принадлежность их бывших хозяев к масонскому братству: покрытые драконовой чешуей крыши в виде усеченной пирамиды, а еще жезл Гермеса, обвитый змеями. Из античной мифологии известно, что на жезле-кадуцее Меркурия (Гермеса), вестника, парламентера и по совместительству покровителя торговли, – две змеи, символизирующие двух противников, которым бог помогал договориться между собой. Легенда повествует, что Аполлон дал Меркурию ореховую трость, которая имела волшебное свойство прекращать споры и мирить врагов. Когда Меркурий бросил эту трость между двумя озлобленными змеями, они тотчас перестали кусать друг друга и дружно обвились
вокруг трости.

В Петербурге фигурку Меркурия, считавшегося покровителем торгово-промышленных предприятий и банков, с кадуцеем в божественной руке можно встретить и на ротонде ворот первой бумагопрядильной мануфактуры (фабрика «Веретено»), и в скульптурном убранстве Биржи и Таможни, и на Манеже Кадетского корпуса, эмблемой которого были перекрещивающиеся кадуцей и шпага. На столбах Юсуповского сада, держащих звенья решетки, изображены змеи, которые обвивают собой стержень, – эмблемы коммерции, связанные, опять же, с Меркурием.

Но, пожалуй, самым красивым и самоуверенным Меркурий предстает на фасаде торгового дома братьев Елисеевых. Справа от широкого витража на консоли, где значится год строительства торгового дома – 1903, подбоченясь, стоит Меркурий. Левая нога бога торговли на тюке, который перевязывает его помощник – маленький мальчик (пути), а у правой ноги – якорь и фрукты.

Красивейшие шары, увитые змеями присутствуют на столбах ограды особняка В. Э. Бранта, тайного поклонника легендарной балерины Матильды Кшесинской, жившей в соседнем особняке. К античной культуре эти пресмыкающиеся никакого отношения не имеют, и трудно сказать, что это за символ: то ли образ мирового зла, то ли, наоборот, мировой гармонии.

1. Медный всадник.
2. Александровская колонна.

Попирающий змия

Без змей не обходятся и скульптурные символы Петербурга. Например, Александровская колонна: на ней ангел попирает крестом змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. Напомним, что многие считают, что и лик архангела Михаила на Александровской колонне очень похож на лицо Александра I, командовавшего армией, победившей Наполеона.

И, конечно, знаменитый змей на Медном всаднике: появление змеи под копытами вздыбленного коня Петра I символизирует поверженные «враждебные силы». Главный символ Петербурга породил множество легенд и поэтических образов: так, в одном из стихотворений А. Блока змей вырвался из-под копыта коня и «расклубился над домами». Интересный вопрос: куда же девался змей, когда в пушкинской «петербургской повести» «Медный всадник» бронзовый венценосец помчался за бедным Евгением? Впрочем, на самом деле, введение в композицию змея представляет собой остроумную находку скульптора – так была обеспечена статическая устойчивость монумента.

В живописном варианте медного змия можно увидеть на картине Федора Бруни, которая хранится в Государственном Русском музее. Сюжет картины «Медный змий» рассказывает о наказании Богом иудеев, усомнившихся в избранности Моисея: посреди знойной пустыни на них обрушился дождь ядовитых змей, сеявших смерть. Выжить удалось только раскаявшимся благодаря знамени медного змия, на которое надо было взирать с абсолютной верой в спасение. Правда, у Бруни на лицах спасающихся не вера, а, скорее, отчаяние. Да и весь пейзаж наполнен чувством обреченности: хмурое небо, рваные тучи, зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва пустыни... Считают, что картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи: ее размер около 48 квадратных метров. И создавалась она на протяжении 15 лет. Федор Бруни работал над ней там же, где создавал «Явление Христа народу» Иванов, – в Италии.

1. «Медный змий» Федора Бруни.
2. Воздушные змеи.
3. Пресмыкающиеся экзотариума.
4. Выставка «Змейка моя» в Музее кукол.

Змеи под облаками

Мудрые китайцы полагают, что отпущенный в небеса воздушный змей забирает с собой все болезни и несчастья «хозяина» и положительно влияет на самочувствие и здоровье человека. Так что непременно загляните на фестиваль воздушных змеев «Летать легко!», который регулярно проходит на пляже Петропавловской крепости. Это первый чемпионат воздушных змеев в Петербурге, где абсолютно любой желающий может запустить в небо красочного змея. Здесь можно весь день любоваться тысячами воздушных змеев причудливых конструкций с самыми необычными рисунками и историями, которые вы придумаете и создадите сами.

В программу фестиваля входят обычно мастер-классы по изготовлению и запуску управляемого небесного змея; специальная программа для детей «Нарядное небо»; демонстрационный бой змеев в воздухе; соревнования-конкурс змеев, изготовленных своими руками и сделанных на фабрике; конкурсы для самодельного воздушного змея на самый высокий полет и многое другое. Правда, придется немного подождать: следующий фестиваль пройдет 15 июля будущего года.

Царство пресмыкающихся и земноводных

Искать же реальных, живых змей в Петербурге в первую очередь нужно, конечно, в Зоопарке. Там содержится около 80 видов рептилий (243 особи): 23 вида водных и сухопутных черепах, 2 вида крокодилов, более 20 видов ящериц, более 40 видов змей.

В недавно построенном здании экзотариума змеиное царство представлено во всем своем многообразии и великолепии – полудревесные и древесные удавы, огромные питоны, которые представлены двумя видами: самая длинная в мире змея – сетчатый питон и вырастающий до восьми метров тигровый питон. Также здесь можно оценить все разнообразие окрасов змей: есть полностью белые формы, красные, желтые, даже разноцветные змеи свисают с веток в просторных террариумах.

Если живых змей вы все же опасаетесь, отправляйтесь на выставку «Змейка моя» в Музей кукол – рептилий, не уступающих по пестроте и оригинальности настоящим, здесь ничуть не меньше. Экспозиция хоть и камерная, но очень теплая и новогодняя – около семидесяти авторских работ: театральных, интерьерных, сувенирных кукол, сделанных художниками Мариной Орловой, Людмилой Галумовой и Еленой Кузнецовой. Каждый автор по-своему раскрывает многоликий образ змеи. Рептилии предстанут перед посетителями в виде китайской змеи Ши, змеи – символа медицины, таинственной водяной змеи, змеи – охранительницы богатства. Есть и отечественные образы рептилий, которых, правда, у нас не жалуют: «Змея подколодная», «Змеюка на шее» и «Гад ползучий». Конечно, здесь можно будет увидеть и самого сказочного из русских змеев – Горыныча.

По материалам и технике исполнения экспонаты весьма разнообразны, художники используют текстиль, папье-маше, дерево, слоеное тесто; применяют в работе и шитье бисером, и роспись по ткани. Некоторые куклы снабжены механизмами, позволяющими им двигаться и даже петь. Посетившим «кукольный серпентарий» малышам и взрослым станет понятно: бояться змею, тем более в наступающем году, совсем не нужно!

Из улицы в улицу

Немногие знают, что значительная часть Петербурга застроена так называемыми «домами-змеями» – многоквартирными жилыми корпусами, по форме напоминающими именно этих рептилий. Все началось в далеком 1969 году, когда проектный коллектив мастерской № 18 Ленпроекта (теперь ЛенНИИпроект) решил доказать, что средствами массового индустриального домостроения тоже можно добиться архитектурной выразительности. Была разработана система блок-секций различной конфигурации: прямые, поворотные, угловые и «трилистники». В 1973 г. жилой комплекс по улице Пионерстроя, дом 19, получивший в народе имя «змея», был сдан в эксплуатацию.