Пока что только один русский фотограф состоит в членстве самого известного и уважаемого фотоагентства — Magnum. Зовут его Георгий Пинхасов. Когда он прилетел в Петербург читать лекцию, в Этажах собралось так много интересующихся, что, как ни банально, яблоку негде было упасть. После официальной части мероприятия Vashdosug.ru задал Георгию несколько конкретных вопросов.

фото http://loftprojectetagi.ru/photovideo/89

«Человек, если он в кадре, имеет право удалить снимок» — это действительно ваше высказывание?

Да. Если человеку не нравится и если он вам доказывает, что вы задеваете его пространство. Ведь каждый человек имеет право на свое private-пространство.

Но стоит ли снимок такой жертвы? Неужели кадр не принадлежит автору?

Не в этом дело. Понимаете, есть в природе один закон. Их как будто бы 364 в уголовном кодексе, но они сводятся к одному: что ты свободен делать все, что хочешь, кроме одного: ограничивать своего соседа в том же — быть свободным, делать, что он хочет. Ваша свобода кончается свободой соседа вашего. Снимайте все, что хотите, но если в кадр попал человек, который не хочет быть в этом кадре, когда вы пересекаете его пространство, — возникает чисто законодательный процесс. Вообще-то ваша задача — убедить человека, что это произведение искусства, он должен дать разрешение показывать. Без него вы не имеете права снимать, тем более — коммерческую фотографию, зарабатывать деньги.

Человек подозревает, что я ему наношу вред. Я ему должен доказать обратное. Если я делаю фотографию, а впоследствии выставляю, человек может подать в суд, и таких процессов очень много. По закону человек должен быть защищен. Вот во Франции один человек снимал в метро, и когда он выставился, нашелся кто-то, кто попросил какую-то дикую сумму денег — сто тысяч за его оскорбление. Суд сказал, что это не коммерческое фото, автор на нем не зарабатывал, фотографа оправдали.

С чьими работами из современников в фотографии Вы бы посоветовали ознакомиться?
Вы знаете, я проглядываю огромное количество фотографий и даже иногда просто не обращаю внимание... Из классиков люблю Картье-Брессона, мне нравится этот фотограф от начала до конца. Из современных… Лейтер мне нравится. Сол Лейтер, он мне близок.

Цветной.

Да, он снимает репортаж, но в нем уже что-то над репортажем.

Ну и немного о буднях: расскажите, отбирали ли у вас камеру, угрожали ли на улице? Как вести себя хрупкой девушке-фотографу, если она увлекается стрит-фотографией?

(Смеется) Да… Вот совсем недавно я был в Ташкенте, подошел к человеку, сказал: «Извините, можно сделать фотографию не вас, а вашего стола?». А он был пьян и сумасшедший. Он схватил мою камеру, сказал: «Вы меня снимали, удалите всё, я сейчас буду камеру разбивать». Я сказал: «Я вас не снимал». Он: «Наплевать, удали, а то разобью камеру». Ну, я сымитировал что что-то удаляю, надо было как-то успокаивать этого человека.. Таких случаев очень много. Человек может на пустом месте проявить агрессию, искать повод для того, чтобы ее реализовать. Понимаете, в этом уравновешенном банальном мире вы являетесь такой «пусси райот». Девушке нелегко быть фотографом, конечно. Она должна иметь «крышу», уметь изворачиваться. Если вы хорошенькая и в мини-юбке, вас кто-нибудь все равно возьмет за талию. Здесь нужно интуитивно предчувствовать агрессию, опасность.

Поскольку мы очень часто не понимаем, почему одни фотографии признаны шедеврами, а на другие никто не обращает внимания, да и вообще, где они, критерии, и каков ход мысли профессионала, мы в рамках эксперимента попросили Георгия прокомментировать три случайно выбранные фотографии неизвестного автора.

Номер один. «Если человека убрать, то вообще красота», — перебивает вдруг Пинхасова одна из его поклонниц.

«Эту фотографию тяжело вырывать из контекста, она не репортажная. Тут важно, на какой стене она висит, с чем соседствует. На этом снимке взгляд задерживается, а задача фотографа — задерживать ваше внимание. В данном случае вы не можете понять пропорции и что там внизу? То ли вы на самолете и внизу город, то ли это сюрреалистическая фотография. Но в любом контексте она будет считаться хорошей. Мне нравится, я бы сохранил ее».

номер два

«Эту фотографию тоже надо разгадать — какой жанр? Она черно-белая, и тяжело понять, то ли какой-то взрыв произошел.. то это фонтан? В ней есть силуэт как знак. Она достаточно проста, как и предыдущая, не нагружена. Эти дымы в ней создают некую густоту и напряжение... Некую интригу. Этим она привлекает».

номер три

«Это на Эллиотта Эрвитта немножко похоже. Он много снимал, у него много анекдотов... Это не Мертвое море какое-нибудь? Снята издалека, люди как силуэты, она проста, графична... Но хочется понять что-то большее. Просто люди, стоящие на берегу, — это мало. У Эллиотта, когда вглядываешься, там обязательно прикол должен произойти, и иногда фотографии встают в парах. Визуально самая удачная фотография — в серединке».