«World Press Photo 2012», выставка победителей самого престижного конкурса репортажной фотографии, откроется в августе в Лофт Проекте Этажи.

Самуэль Аранда, Испания – победитель конкурса. Женщина держит на руках сына, раненного во время демонстрации против правления президента Салеха. Йемен.

В 2012 году на участие в самом престижном конкурсе репортажной фотографии отправили заявки со своими работами 5247 фотографов из 124 стран. Всего в конкурсе участвовало 101 254 снимка. И сразу после церемонии награждения победившие кадры составили выставку, которая отправилась в международное турне.

Остановись, мгновение!

Казалось бы, репортажная фотография в эпоху расцвета электронных носителей должна просто исчезнуть как жанр: нынче каждый может, оказавшись в нужное время в нужном месте, «зафиксировать происходящее». И выложить затем результат в Сеть. Тем более удивительно, что не только не закрывается самый известный конкурс новостных фотографий, но и не угасает интерес зрителя к репортажной съемке и ее результатам: например, московская выставка «WORLD PRESS PHOTO 2012» была продлена этим летом на две недели! Вывод один: как театр не исчез с появлением телевидения, а телевидение – с появлением Интернета, так не исчезнет интерес к настоящей журналистике, в том числе и фотожурналистике. Это как ощущение подлинной вещи: просто свидетель, досужий гуляка или ротозей, «сфоткавший» ЧП на телефон, не заменит настоящего профи, чувствующего смысл события и его формат. И никакой Интернет не заменит «живую» выставку, где чувство сопричастности и коллективного переживания буквально электризует воздух. Особенно на такой выставке, как  «WORLD PRESS PHOTO».

Формат и цифры

  • WORLD PRESS PHOTO – независимая некоммерческая организация.
  • Штаб-квартира WORLD PRESS PHOTO находится в Амстердаме, где, в Oude Kerk (Старой церкви), и проходит церемония награждения победителей конкурса.
  • Основана премия в 1955 г.
  • Выставки конкурса проходят ежегодно в более чем 40 странах.
  • Международное независимое жюри состоит из профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ и оценивает работы, кроме выбора «Фотографии года», в 9 различных категориях: «Горячие новости», «События», «Люди в новостях», «Проблемы современности», «Повседневная жизнь», «Портреты», «Спорт», «Искусство и развлечения», «Природа».
  • В 2012 году победителями стали 57 фотографов из 24 стран: Афганистана, Аргентины, Автралии, Боснии и Герцеговины, Канады, Китая, Дании, Франции, России, Германии, Индии, Ирана, Италии, Японии, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Польши, ЮАР, Испании, Швеции, Великобритании, США.

Ясуйоши Чиба, Япония. Чиеко Матсукава с дипломом своей дочери, который она разыскала в развалинах их дома в Хигашимацушима. Япония.

Первая премия

Победитель «World Press Photo of the Year» – это всегда жестко. Это всегда социально. Это бьет по нервам. Обывателю от таких фотографий хочется отвернуться – это вам не глянец. Вспомните шокирующий снимок прошлого года: 18-летняя Биби Айша, которой муж приказал отрезать нос и уши за бегство из дома. Это Афганистан. Нынешний победитель – испанский фотограф Самуэль Аранда. На его фото – мать с неподвижным телом сына на руках – это почти «пьета» (иконографический канон оплакивания Христа. – «ВД»). Хотя сюжет снимка Аранды, конечно, абсолютно актуален: Фатима аль-Кос со своим 18-летним сыном Зайедом, пострадавшим от слезоточивого газа во время уличной демонстрации против 33-летнего авторитарного правления президента Али Абдуллы Салеха, которая прошла 15 октября 2011 года в городе Сана, Йемен. Сын Фатимы Зайед находился в коме еще два дня после разгона демонстрации. Мать только со второй попытки нашла своего сына в мечети, где был устроен временный полевой госпиталь для пострадавших.

Когда сквозь репортажный снимок видна вечность, каждый может делать выводы сам: один возненавидит диктаторский режим, другой – тех, кто толкнул страну в омут нестабильности, третий просто посочувствует горю матери.

Земли трясение

Второй по актуальности темой репортажей, после арабских революций, стало землетрясение в Японии. Мы как-то довольно быстро забыли об этих событиях (не своя же рана), но фотографии Тосеноки Цунепари, Коигира Тудзука, Паоло Пеллегрино и Дэвида Гаттенфелдера заставляют по-новому ощутить катастрофичность происшедшего в стране самого восходящего солнца и самых терпеливых людей. Поражает даже не сама катастрофа и не только ее последствия, а настоящая тишина отчаяния, которая кричит с каждого снимка. Совсем другая «восточная тема» на снимке боснийского фотографа Дамира Саголжа – затихший северокорейский город, и в абсолютной тишине и сумраке ночи освещен (или освящен?) только один портрет на стене – Ким Ир Сена. Номинация «Повседневная жизнь» для такого кадра европейцу покажется кошмарным сновидением... А вот
и европейский кошмар: 2-е место в категории «Горячие новости» занял Никлас Хаммерстром из Швеции с фотографией, ставшей известной всему миру, – прибрежные камни острова Утойа в Норвегии, где Андерс Брейвик расстрелял 69 человек. Пытаясь избежать пуль, многие люди прыгали в холодную воду: на фотографии – яркие пятна брошенной одежды на серых и холодных камнях как надгробный памятник погибшим...

Кстати

  • В нынешнем конкурсе было сделано исключение – отмечена фотография, снятая с видео 20 октября 2011 года: боец национального переходного совета Ливии заталкивает Муаммара Каддафи в военную машину. Комментарии, что называется, излишни...

Брент Стёртон, ЮАР. Самка носорога, которой браконьеры отпилили рог и часть черепа пилой.

И слезы, и смех

Большинство работ «World Press Photo» – это шок для тех, кто привык к ужасам только на экране компьютера, кому кажется, что ужас – это «ужастики». Быть потрясенным этой выставкой – значит пробудить в себе человека. Больно смотреть на изувеченную браконьерами самку носорога: ей отпилили рог и часть черепа бензопилой – куда вам до выдуманного киношниками хоррора! Животное, правда, выжило, а вот фоторепортаж Брента Стёртона из ЮАР для журнала National Geographic остался напоминанием о звериной жестокости человека.

Хотя тот же человек может проявлять и чудеса терпения и милосердия: только посмотрите на серию снимков Алехандро Кирчук из Аргентины (фоторепортаж занял 1-е место в категории «Повседневная жизнь»), где старик Марко ухаживает за своей 84-летней женой Моникой, у которой диагностировали болезнь Альцгеймера.

А некоторые репортажные фотографии просто не могут не вызвать улыбки. Дженни И. Росс из США сделал снимки молодого белого медведя, который взбирается по отвесной скале над океаном, чтобы отыскать (с риском для собственной медвежьей жизни!) яйца в гнездах толстоклювой кайры. Или чудесный кадр (тоже уже обошедший весь мир) француза Винсента Бойсота, занявший 2-е место в категории «Искусство и развлечения»: «Неделя высокой моды в Дакаре» (Сенегал). Чернокожая модель, усевшись на стол портного, прямо на улице, в центре Дакара, во время проходящей в девятый раз Недели моды Дакара, ожидает своего триумфального выхода на подиум. Добрая ирония француза, хорошо знакомого, что такое настоящие показы высокой моды, скрыть просто невозможно.

Рэй Мак Манус, Ирландия. Игрок команды Blackrock College Конор Кроули отбирает мяч во время схватки на земле в матче Всеирландской лиги регби в группе А-1 против команды Old Belvedere.

Наши в конкурсе

Всегда интересно посмотреть на «наших» в конкурсе. И, пожалуй, не просто на своих, а на то, кого и почему из российских фотографов выбрало международное жюри. В этом году в список победителей попали трое россиян: Юрий Козырев (1-е место в номинации «Горячие новости»), Александр Гронский (3-е место в номинации «Повседневная жизнь»), Александр Таран (1-е место в номинации «Спорт»).

Понятно, что работы Юрия Козырева, сделанные во время ливийских событий, оказались среди фаворитов конкурса. Тем более что он уже шестикратный победитель конкурса, снимавший во всех горячих точках России, работавший репортером на двух чеченских войнах, задокументировавший 6 лет войны в Ираке. А вот серия работ Александра Гронского «Пастораль» поражает именно привычностью нашего быта, которая, вероятно, и шокировала международное жюри. Да, для российского обитателя новостроек и строительный карьер – курорт, и технический водоем у раздолбанной дороги – море, и тоскливый грязненький весенний ручей – идеальное место для пикника «на пленэре». Да и нас давно должна шокировать собственная привычка к неустроенности и недочеловеческому «комфорту». Не говоря о бытовой же (какой там спорт!) привычке к уродливой, звериной жестокости, которую мы увидим на фотографиях Александра Тарана, запечатлевшего российскую «стрелку» с «боями без правил». Недочеловеческие лица, «мимочеловеческие» чувства... Это даже не третий мир. Так что за Отчизну, определенно, обидно... А за талантливых репортеров – радостно.