Посетить Петергоф – заветная мечта каждого туриста, попавшего в Северную столицу. Но и для тех, кто уже не раз бывал в городе фонтанов, в знакомых парках можно открыть много нового и любопытного. Так что визит сюда, под сень фонтанов, полезен как для утомленного жарой тела, так и для пытливого ума.

Специалисты говорят, что даже для того, чтобы все увидеть в Государственном музее-заповеднике «Петергоф» и просто побывать на всех его музейных площадках (а музеев в Петергофе ни много ни мало – 23!), пройтись по всем аллеям парка и послушать шум всех фонтанов, необходимы минимум дней десять. А для того, чтобы узнать все о бывшей царской резиденции, некоторым не хватает и жизни. К тому же в петергофских парках и музеях каждый год происходят изменения, которые даже давние поклонники Петергофа замечают не всегда. «ВД» узнал лишь о некоторых, и причем только в самых знаменитых парках этого музея-заповедника – Верхнем и Нижнем.

Сбежавшая «тройка»

Самое памятное событие этого года не только для Петергофа, но и для Петербурга – возвращение петергофского символа на исторически законное место – могли наблюдать все жители города. Неспешно и в прямом смысле «блистательно» золотая фигура победителя проехала по Северной столице от Васильевского острова до Александринского театра, а затем направилась в родной Петергоф, откуда, кстати, «Самсон» уехал прямо накануне нового 2011 года – 31 декабря. Нынешний «Самсон» 1947 года рождения, послевоенный, а в истории Нижнего парка – третий.
А постамент фонтана не ремонтировали с далекого 1928 года. Не забудем, что на скульптуру и постамент «Самсона» постоянно падает струя, взлетающая вверх на 19 метров под давлением 2 атмосферы. Так что нагрузки библейский герой выдерживает немалые. На золочение блистательного «Самсона» и его пьедестального окружения – льва и дельфинов – ушло больше килограмма золота (788 г и 352 г, соответственно). А во время реставрации «Самсон» еще и преподнес мастерам сюрприз: «похудел» и «подрос». Выяснилось, что весит бронзовый «Самсон» не 5 тонн, как было указано в послевоенных документах, а всего 3,5 тонны (видно, машинистка «потеряла» пару знаков при печати). А вот высота фигуры оказалась на 22 см больше, чем было указано в старой инвентаризационной карточке. Тут, видно, либо «теория относительности» пришла в действие, меняя пространство и время, либо сработало традиционное российское небрежение цифрами.

Слава меди и жуку!

Известная питерская беда – «крыша течет» – в богатейшем музее Большого петергофского дворца, понятное дело, недопустима. Для того чтобы избавиться от этой «жилищно-атмосферной» напасти, крышу поменяли – и не на простую, а на медную. Такая кровля хоть и не дешевле золотой, да и медного сияния теперь под голубой краской не видно, однако служить она будет лет сто гарантированно, независимо от атмосферных и коммунальных проблем.

Так что вместе с открывшимся после реставрации Церковным корпусом Большой дворец под новой крышей теперь выглядит блистательно и наконец-то виден из Нижнего парка, от главных фонтанов и каскадов. До нынешнего лета великолепный фасад закрывали нелепые елки (ну совершенно не характерные для регулярного парка!), посаженные в не столь далекие времена «хрущевской оттепели». Говорят, что тогда по указу первого секретаря везде сажали не только кукурузу, но еще и голубые ели (видно, для того, чтобы из каждого окна – исполкома, райсуда, дворца культуры и даже императорской резиденции – был вид как на Красную площадь). К счастью, в петергофских елях, закрывавших Большой дворец, завелся неведомый жук, который удачно довел «до кондиции» совершенно ненужные здесь насаждения. Осталось их только спилить...

Царство Нептуна

Когда русский Петергоф сравнивают с французским Версалем, то все-таки замечают, что Версаль – это «сад Аполлона», а вот Петергоф – это настоящее «царство Нептуна». Все здесь сосредоточилось вокруг радужного блеска и шума водных струй. Уникальность петергофских фонтанов общеизвестна: все они до сих пор работают исключительно в результате естественного давления воды, которое создается двумя факторами: перепадом высот и подземными источниками Ропшинских высот, где и начинаются фонтаны Петергофа. И хотя ученые говорят, что источники эти не иссякнут еще лет триста, но «человеческий фактор» может серьезно сократить историю петергофской водной феерии. Когда-то весь петергофский водовод входил в дворцово-парковый ансамбль, за ним внимательно и заботливо наблюдали: через каждый километр на берегу стояла каменная сторожка, и специальный работник наблюдал за чистотой канала, воды, берегов. В советские времена на берегах водовода строили совхозы, а то и просто устраивали скотомогильники, а в постперестроечные, нынешние времена то автомойки фонтанную воду «пользуют», то стройка КАДа воду загрязняет. Вот если бы водоподводящую систему Петергофа признали таким же памятником, как и фонтанные каскады, тогда мы могли бы надеяться, что наши внуки, а может, и правнуки тоже будут любоваться блеском фонтанных струй.

Техника радужных струй

Чтобы узнать, как создается особая красота фонтанов Петергофа, нужно попасть на специальную экскурсию по гротам Большого каскада, где вам расскажут о том, как создавалась и как устроена фонтанная система великолепных водометов. Не будем лишать вас этого удовольствия и откроем лишь некоторые «тайны фонтанных струй». Во-первых, оказывается, что трубы, по которым вода течет к фонтанам, были деревянные и чугунные, керамические и свинцовые (они легче всего гнутся и поэтому находятся в пустотелых золоченых фигурах), стальные и бетонные. В открытом канале до сих пор сохранились как действующие старинные демидовские трубы 60–70-х годов XVIII в. А самые старые, деревянные трубы делали так же, как бочки, и, конечно, конопатили. Известно, что большая поклонница Петергофа Анна Иоанновна как-то даже сняла 20 человек с работ по подготовке русского флота к одной из русско-турецких кампаний только для того, чтобы отремонтировать петергофский водовод к летнему сезону. К счастью, тогда и войну не проиграли, и фонтаны все лето для императрицы работали. До сих пор многие трубы петергофских фонтанов покрашены в разные цвета: чтобы не перепутать, к каким фонтанам идет труба, красили каждую в особый цвет – красный, зеленый, синий, розовый.

И, конечно, с давних времен до дня сегодняшнего у фонтанов есть своя команда фонтанщиков: сейчас их 25 человек и работают фонтанщики посменно – по 12 человек. Осматривают водоемы, руководят их заполнением, чистят бассейны и форсунки (трубочки, из которых вырывается вода). Кстати, именно от этой небольшой детали – форсунки – зависит форма фонтана. Создавали форсунки фонтанные мастера из бронзы, меди, латуни; у каждой была своя форма отверстия, наклона. Перед Великой Отечественной войной 2000 форсунок сняли с фонтанов и спрятали, но фашисты нашли тайник, и уникальные детали фонтанов пропали... И только благодаря петергофским сотрудникам удалось восстановить по памяти все 2000 форсунок! Что ж, лишнее доказательство того, что красота уникального петергофского памятника – это создание природы и необыкновенного мастерства человека.

Только цифры:

  • 5800 кв. м кровли Большого дворца заменено, 65 кровельщиков ежедневно работали на крыше Большого дворца.
  • Высота главной струи «Самсона» – 18–19 м.
  • Самсониевский трубопровод начинается от Розового павильона, который находится на отметке 22 м над уровнем моря. Высота пьедестала «Самсона» – 3 м, поэтому выше 22 м фонтан не может быть и никогда не был.
  • Давление струй – 2 атмосферы. Сравните: высота струй «Аллеи фонтанов» – 3–4 м, в безветренную погоду – 7 м, «Пирамиды» – от 7 до 12 м.
  • Задача: 1000 л/сек (1 куб. м в сек) – расход воды всех петергофских фонтанов. В день фонтаны работают 7 часов. Каков расход пресной воды петергофских фонтанов за один день?

Редакция журнала «Ваш досуг» благодарит за помощь в подготовке материала Павла Котляра, специалиста по изучению архитектуры Службы главного архитектора ГМЗ «Петергоф».