В век цифровых технологий и электронной музыки, когда любой желающий не выходя из дома может создать и записать собственную песню, профессия диджея становится фактически авангардным аналогом дирижирования. Разница лишь в типе музыкальных инструментов — реальные или виртуальные. Отчасти диджей берет на себя и функции композитора, создавая оригинальные треки.

VashDosug.ru попробовал разобраться в тонкостях работы диджея, в том, что такое на самом деле батл, скретч, микс и многое другое, а также поговорил с директором одной из петербургских школ диджеинга Кириллом Калашниковым.

Наш повседневный язык пестрит десятками иностранных заимствований, значение которых мы, надо признаться, не всегда до конца понимаем. Особенно «плачевно» дело обстоит, когда речь заходит о современном искусстве, в частности — о музыке. Попробуем разобраться?
Слово «диджей» происходит от английского «disc jockey» (сокращенно DJ) и означает музыканта, который публично воспроизводит музыкальные произведения, записанные на звуковые носители, с изменением и без изменения их техническими средствами. «Диджеинг», соответственно, это обозначение рода деятельности диджея.

И впервые словосочетание «диск-жокей» прозвучало почти век назад, аж в далеком 1935 году из уст американского журналиста Уолтера Уинчелла. Термин прижился и стал популярен, как и первый диджей — Мартин Блок, хоть он и был радиоведущим, а не диджеем в современном понимании этого слова. В Россию эти понятия пришли гораздо позже. Сначала диск-жокеями называли людей, которые включали музыку на дискотеках. В 1979 году в Харькове с помощью профсоюзов впервые в СССР организовали курсы диск-жокеев.

Сейчас и суть самой профессии, и методы обучения диджеингу, конечно, сильно изменились. В любом городе существуют десятки школ, готовых сделать диджеем любого желающего. Диджей не только проигрывает чужие треки, он создает из них свое собственное произведение — компиляцию, как правило, сильно отличающуюся от оригинала и по звучанию, и по стилистике.

«Я думаю у России всегда и во всем свой особый путь, — говорит Кирилл Калашников, сравнивая пути развития диджеинга у нас в стране и на Западе. — У нас уже сейчас довольно сильная электронная сцена, клубов много, диджеев и музыкантов тоже. Думаю, можно смело говорить о том, что диджеинг уже популярен у нас. В настоящее время количество постепенно «мутирует» в качество. Главное отличие российского диджеинга от западного в том, что у нас мало кто воспринимает его как профессиональное дело. Постоянно слышишь фразы типа — "врач — это серьезная профессия, а музыкант — нет". При этом мало кто задумывается о том, что человечество испокон веков нуждается в музыке также, как и в медицине. Любой досуг, любой праздник во все времена заканчивался танцами, и это вряд ли когда-нибудь изменится. Тем не менее, в России всем с детства прививают мысль о том, что серьезные дела — это дела, которые делаются с хмурыми бровями».

Диджей сводит композиции с помощью двух воспроизводящих устройств (проигрывателей) и особого микшерного пульта, или диджей-микшера. На обоих проигрывателях должна быть плавно регулируемая скорость вращения. Это необходимо для «гладкого» сведения записей с разными темпами и ритмами.
На современных диджейских пультах всегда есть функция звуковых эффектов и семплеры — электронные музыкальные инструменты, позволяющие записывать, редактировать и воспроизводить. Они необходимы в частности для записи и цикличного воспроизведения коротких звуковых фрагментов — лупов.

Беспрерывная тематическая музыкальная композиция диджея называется миксом.

Программа выступления называется сетом. Конкурсные состязания диджеев (6-минутные выступления) называются батлами.

В качестве звуковых носителей диджеи чаще используют грампластинки, реже — магнитные ленты. Диджеи, использующие компакт-диски (CD), называются также Си-джеями (CJ). В противовес им диджеев, использующих «традиционные» средства (проигрыватели виниловых грампластинок), называют «вертушечниками». Сегодня популярность набирает лэптопджеи, или Элтиджеи (LTJ). Это особый вид диджеинга, при котором используется ноутбук (лэптоп, laptop).

В работе диджея также важно такое понятие как «скретч» (от англ. scratch — царапать). Это звуковой эффект, получаемый ручным продёргиванием звуковой дорожки (назад или вперёд), во время воспроизведения музыки на проигрывателе или катушечном (бобинном) магнитофоне. Отсюда происходит и понятие «скретчинга», одной из базовых техник диджеинга. Изобретателем скретча считается диджей Великий Колдун Теодоро.

Говоря о жанрах диджеинга, нельзя не упомянуть «тёрнтейблизм», или «турнтаблизм» (от англ. Turntablism) — создание музыкальных произведений с помощью виниловых или электронных проигрывателей («вертушек»). Это не просто разновидность диджеинга, но и часть хип-хоп культуры. Диджей, создающий такую музыку, называется «тёрнтейблист».

Вообще, диджеинг — очень техничный вид творчества. Порою сложно понять, работа диджея — это искусство или ремесло?

«Любое нормальное искусство — это профессия и мастерство, - говорит Кирилл Калашников. — В живописи есть любительская мазня, а есть шедевры, тоже самое можно сказать про музыку, и про диджеинг в частности. В работе диджея важно любить и понимать музыку и людей. Как и в любом другом деле, важно вкладывать душу, стараться, быть профессионалом и адекватным человеком. Чтобы стать диджеем не нужно обладать каким-то особенным талантом или умением. Слух и чувство ритма — довольно важные данные, но они со временем развиваются, я видел это не один раз. Достаточно любить музыку и хотеть ею заниматься».