Под Новый год в Театре марионеток им. Е.С. Деммени вполне логично и ожидаемо появился спектакль, посвященный главному герою праздника – Деду Морозу. В репертуаре и до того были зимние сказки, но чего-то такого, истинно тематического, явно не хватало. Теперь же малышня от мала (а именно от 3-х лет) до велика имеет возможность видеть «увлекательное путешествие в Лапландию в канун Нового года» «С днем рождения, Дед Мороз!».

История незамысловата: жители далекой жаркой Африки, Обезьянка, Бегемотик и Страусенок, узнают шокирующий факт — оказывается, Дед Мороз отмечает свой день рождения в Новый год и его (сказочное свинство!) никто не поздравляет. Поломав голову над тем, как попасть на Север, получив дельный совет от всезнающей змеи Гремучки и запасясь подарками из подручных бананов и цветов, звери отправляются в Лапландию. Седобородого волшебника они находят, действительно, в депрессии – от нехватки эндорфинов у него ослабла волшебная сила, и даже новогоднюю елочку он не может зажечь. Ясное дело, путешественникам удается своими горячими поздравлениями и трогательными подарками поднять настроение дедушке; вместе они празднуют два праздника.

В спектакле волшебная сила соединяет два разных мира, два края земли — север и юг, Лапландию и Африку. Визуально это выглядит очень интересно. Художник Ирина Хмарук и автор видеоряда Митя Тарасевич оформили сказку старательно, изобретательно, и, что особенно важно, не помешав друг другу. В постановке играют тростевые куклы, «одетые» в одном стиле, у каждого персонажа есть веселые полоски: у Обезьянки — хвост, у Бегемота — шапочка, у Страусенка — шея. Все очень эмоциональны.

Рядом с вполне осязаемыми куклами (а Дед Мороз — вообще актер в живом плане) абсолютно непринужденно существует и то, что нельзя потрогать руками. Мультяшная гусеница ползет по картонному «песчаному» холмику так, что не сразу догадаешься, это кукла или проекция. В эпизодах, когда зверята поют энергичную южную песенку (композитор — Татьяна Алешина), сцена вдруг вспыхивает разноцветными орнаментами, и получается, будто мы смотрим музыкальный клип. А когда африканцы отправляются на север (самое невероятное!), всю сцену заполняет снегопад, и песчаные кочки как по-волшебству превращаются в сугробы. Визуальные эффекты подхватывают зрительское внимание, когда оно вдруг начинает ослабевать, а говорливые куклы вовремя возвращаются к действию, чтобы напомнить зрителям, что они в театре, а не в кино.

Сказка, сочиненная и поставленная Эдуардом Гайдаем (сорежиссер — Юрий Дормидонтов), проста и добродушна; но вдобавок затрагивает момент, о котором большинство зрителей не задумывается. У Деда Мороза ведь тоже есть день рождения, он тоже любит подарки, он, конечно, радуется Новому году, но иногда и ему бывает грустно… Пусть извинят меня дорогие взрослые и не подумают, что я притягиваю мысль за уши, но подумалось вдруг вот о чем.

С возрастом, как известно и факту этому — увы, волшебство новогодней ночи рассеивается, и нужное настроение под конец декабря порой никак не хочет приходить. Ты сам покупаешь по списку подарки и прячешь их под елку, вызываешь актеров – сказочных деда и внучку, облачаешься со всей семьей в нарядные костюмы — словом, собственноручно устраиваешь вокруг себя праздник, а внутри все равно ничего не испытываешь — та самая волшебная сила не является. Но когда у тебя в руках оказывается кусочек картона с неровно наклеенными ватой и блестками — открытка от твоего детеныша (мандаринка от соседки-пенсионерки, смс от племянника — не важно), тогда происходит чудо, волшебник получает волшебное и становится сильнее.