Сухие факты из учебника и скупые жизнеописания монархов не делают интересной историю для вашего ребенка? «ВД» узнал, где в Петербурге можно примерить рыцарские доспехи, написать письмо старинной чернильной ручкой, залезть на танк и почувствовать себя настоящим революционером.

Военные игры

Экспонатами, представленными в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи можно проиллюстрировать практически любую страницу учебника истории. Здесь есть и небольшие пушечки из «потешных» полков Петра I, и кремниевое ружье императрицы Елизаветы Петровны, и самурайские доспехи, и личное оружие самого Наполеона Бонапарта, и трофейные турецкие булавы, и пулеметы времен Второй мировой. Конечно, большинство ценных экспонатов хранится в надежно запертых стеклянных витринах, но и тем детям, которые любят все трогать, вертеть в руках и примерять на себя, скучно не будет.

В музее можно попытаться собрать и разобрать автомат Калашникова, почувствовать тяжесть рыцарских доспехов и, конечно же, вволю полазать по пушкам и танкам, стоящим у входа. На программе «Рассказы о солдате» первоклассники и второклассники смогут надеть военные пилотки и плащ-палатки, узнать, для чего были нужны портянки и что солдаты ели на обед. Во время игры «Бывальщина и небывальщина» ученики 5–7-х классов станут «участниками» войны 1812 года и узнают, почему у солдат того времени была такая нарядная форма, какое отношение имеет клюква к военным наградам и что за секретный рецепт выпечки хлеба скрывали французские гренадеры. А для детей, которые грезят рыцарскими подвигами, специально разработана программа «Цена доспеха», во время которой можно получить ценную информацию о том, как правильно выковать копье, шлем и покорить сердце прекрасной дамы.

Когда пойти? В любое время, с 5-го класса, когда в школе начинают преподавать историю, и до самого поступления в институт.

Дворянское воспитание

Кто из девчонок, прочитавших книгу о жизни гимназисток, не мечтал хотя бы на пару часов перенестись в мир балов, реверансов и дворянских усадеб? Теперь сделать это проще простого. На мастер-классе в уютном Музее-квартире А. Блока юные барышни (а при желании — и молодые господа) смогут заглянуть в журналы по рукоделию XIX века и попробовать самостоятельно вышить на пяльцах старинный узор. Получится даже у тех, кто ни разу не пробовал, ведь сама уютная атмосфера музея-квартиры располагает к этому. Здесь на полках стоят фарфоровые безделушки, едва слышно поскрипывают деревянные полы, а над столом висит вышитый абажур.

Впрочем, одним рукоделием воспитание юных дворян не ограничивалось, так что продолжить обучение стоит в Музее печати. Там можно научиться писать письма чернильной ручкой и сочинять вежливые поздравления к именинам, Рождеству и Дню ангела. А завершить  образование лучше всего в Елагиноостровском дворце-музее (Елагин остров, 4) на мастер-классе «В гостях у императрицы Марии Федоровны». Здесь мальчиков и девочек научат важнейшему искусству прошлого — умению танцевать на балах.

Когда пойти? В 6–9-м классе, когда на уроках литературы проходят произведения Тургенева и Толстого. Тогда у ребенка точно не возникнет проблем с описанием  первого бала Наташи Ростовой или быта дворянской усадьбы.

Революционные настроения

Ребенок утверждает, что нет ничего скучнее, чем пытаться запомнить, в чем разница между эсерами и социал-демократами и то, в каком порядке проходили съезды партии большевиков? Тогда с ним обязательно стоит сходить в музей «Разночинный Петербург». На первом этаже этого скромного домика в 1894–1895 годах жил будущий глава советского государства В. И. Ленин. Сегодня здесь можно заглянуть в типичную комнату революционера того времени, удивительным образом сочетающую в себе, казалось бы, совершенно несовместимые вещи — собрание сочинений Карла Маркса на полках и вязаные салфеточки на комоде, рабочий стол с нелегальными листовками и смешной тазик для умывания. Но самое интересное — это, конечно, игра «Тайны марксистского подполья», во время которой старшие школьники смогут сами стать членами тайного революционного общества, узнать, что обсуждали заговорщики на собраниях, познакомиться с правилами конспирации, научиться писать письма невидимыми чернилами и, наконец-то, понять, чем отличались народники и толстовцы от эсеров и марксистов.

Продолжить «революционную тему» можно в Мемориальной квартире С. М. Кирова. Несмотря на серьезное название музея, скучно не будет. Здесь можно удивиться именами, которыми называли детей, родившихся в революционное время, заглянуть в пионерскую комнату и попробовать купить продукты по карточкам во время интерактивной игры «Бери что дают!», рассказывающей о том, как «добывали пропитание» жители Ленинграда в 1920–1930-х годах.

Когда пойти? В 9–10-м классе, когда на уроках начнут проходить историю XX века.

И еще несколько экспозиций, где дети могут встретиться с историей лицом к лицу:

  • «Улица времени» в Инженерном доме Петропавловской крепости. Путешествия во времени — это реальность! По крайне мере, на одной отдельно взятой улице, где можно за полчаса пройти сквозь XVIII, XIX и XX век.
  • Детский музейный центр исторического воспитания. Здесь можно заглянуть в прообраз телевизора — стробоскоп, бывший любимой игрушкой детей сто лет назад, увидеть, в каких формочках наши прапрабабушки пекли печенье, и узнать, какие домашние задания приходилось делать гимназистам в XIX веке.
  • Крейсер «Аврора» на Петроградской набережной. Здесь можно не только прогуляться по палубе корабля, совершившего исторический выстрел в 1917 году, но и увидеть, как матросы и морские офицеры служили в начале прошлого века, а также спуститься в машинное отделение.