Памятники животным, в отличие от монументов великим людям, так сразу и не увидишь: они прячутся на карнизах и крышах, во дворах-колодцах и тенистых уголках. Тем интереснее будет прогулка с ребенком по городу, которая может превратиться в увлекательную игру.

Памятник-фонтан в саду Института экспериментальной медицины

Собачьими тропами

Пес Гаврюша в сквере на улице Правды

Один из самых известных городских памятников собаке — задумчивая фигура дворняжки, с 1935 года стоящая в саду Института экспериментальной медицины (ул. Академика Павлова, 12). Правда, вид у жертвы науки довольно грустный, поэтому визит к скульптуре лучше предпринять с подростком, который всерьез интересуется медициной или биологией. Всем остальным мальчишкам и девчонкам рекомендуем отправиться по более веселому «собачьему маршруту». Например, встретиться с добрым псом Гаврюшей, живущем в небольшом сквере на ул. Правды, 13, упитанным бульдогом, стоящим у ног фотографа на Малой Садовой, или тремя забавными таксами, обитающими у Театра юного зрителя на Пионерской площади, 1. Есть в Петербурге и памятник самому известному животному школьной программы — собаке Муму: она преданно свернулась калачиком вокруг сапог Герасима возле дома № 94 на Садовой улице.

«Кот Ученый» на проспекте Испытателей

Черный кот за углом

В отличие от знаменитого черного кота из песни, петербургские памятники усатым-полосатым приносят только удачу. Например, если вы мечтаете, чтобы ребенок учился «на отлично», отправляйтесь на проспект Испытателей к дому № 31: там восседает Кот Ученый из пушкинской сказки. На Варшавской ул., 36, у магазинного крыльца, живет обаятельный кот с галстуком-бабочкой и умильным взглядом — памятник всем бездомным животным. Кстати, есть примета, что спасенное животное — «потеряшка» — приносит удачу в домашних делах. А вот чтобы найти фигурки Елисея и кошки Василисы, придется постараться — забрались высоко, на карнизы домов на уровне второго этажа на Малой Садовой. Но отыскать их, определенно, стоит, особенно если ребенок увлечен историей Великой Отечественной войны. Эти маленькие забавные скульптуры посвящены кошачьему подвигу: в 1943 году мяукающее войско из Ярославской области и Сибири прибыло в блокадный Ленинград, чтобы спасти город от крыс. А если ребенок бредит кораблями и морскими путешествиями, его обязательно нужно отвести во двор дома № 36 по улице Марата. Там по карнизу осторожно крадется кошка в тельняшке: Тишина Матроскина поселилась по этому адресу, когда здесь обосновалась мастерская художников-митьков.

Лесное царство

Заяц у Петропавловской крепости

Дом Лидваля по адресу: Каменноостровский пр., 1–3 похож на картинку-загадку из детских книжек — чем дольше его разглядываешь, тем больше новых деталей обнаруживаешь: на колоннах «растут» грибы и папоротники, на стенах прячутся совы и рыси, по карнизам ползают юркие ящерицы, а на балконных решетках плетут сети ловкие паучки. И это далеко не единственное место в Петербурге, где можно встретить лесных обитателей. На одной из свай под Иоановским мостом, ведущим к Петропавловской крепости, сидит длинноухий зайчишка — памятник всем петербургским наводнениям и спасшимся от них животным. А по адресу: ул. Достоевского, 44 обитают два добродушных бурых мишки: в XIX веке в этом доме располагалась крупная фабрика Зигеля, выпускавшая оборудование для подачи воды и газа, и медведи служили символами процветания ее владельца.

Бегемотиха Тоня во дворике Филфака

Сплошная экзотика

Один из медведей на доме бывшей фабрики Зигеля

В Петербурге экзотических животных можно увидеть не только в зоопарке. В Александровском саду возле Адмиралтейства, у подножия памятнику Николаю Пржевальскому, восседает задумчивый двугорбый верблюд. На другой стороне Невы, во дворике филологического факультета по адресу: Университеская наб., 11, на крыльце отдыхает маленькая, но чрезвычайно симпатичная бегемотиха Тоня. А вот точный адрес местонахождения
скульптур львов указать практически невозможно — они в Петербурге повсюду. Когда-то мода украшать лестницы и набережные скульптурами царя зверей пришла к нам из Италии. Сегодня эти животные чувствуют себя в городе вполне комфортно: играют в мяч на Елагином острове и на Дворцовой пристани возле Адмиралтейства, держат пастью чугунные цепи на Свердловской набережной, мирно спят во дворике на Кронверкском проспекте, 5. А еще львиные мордочки смотрят на нас с множества дверей, балконов и стен домов. Считается, на петербургских улицах можно обнаружить около двух сотен изображений царя зверей. Может, попробуете отыскать всех?

И еще несколько памятников фантастическим животным и птицам

Чижик-пыжик. На набережной Фонтанки, 6 почти у самой воды сидит маленькая, неказистая птичка. Это героиня известной каждому петербуржцу песенки «Чижик-пыжик, где ты был?», которая на самом деле была посвящена вовсе не пернатым, а ученикам Императорского училища правоведения, которые носили мундиры, по цвету напоминающие оперение чижика.

Золотая птичка. Во дворе филологического факультета на Университетской наб., 11 растет металлическое дерево, в ветвях которого живет маленькая золотая птичка. Считается, что она, как и золотая рыбка, может исполнять желания.

Грифоны. Четыре крылатых льва были посажены на Банковский мостик в 1826 году, чтобы сторожить находящееся неподалеку здание Ассигнационного банка, ведь именно охраной золота занимаются грифоны в Ассирийской мифологии.