Интервью с уличным художником, чьи работы на несколько дней разместились в Ярославле.

Второй год подряд реализуется проект Ibis Street art/Street food, посвященный современному уличному искусству и уличной еде. Стрит-арт на этот раз представлен работами лидера и основателя московской команды ZUKCLUB Сергея Овсейкина. Для проекта под названием «Сны о городе» Сергей создал серию работ, посвященных восьми российским городам, включая Ярославль. В данный момент картины путешествуют по городам-участникам, и 3 сентября они добрались до нас. На открытии выставки мы поговорили с автором о современном искусстве и уличных художниках.

Сергей, как создавались работы для проекта? Вы лично побывали в каждом городе? Или это просто некие образы, возникшие в вашем воображении?
В большинстве городов я побывал лично, в том числе и в Ярославле, и те впечатления, которые я получил, отразились в работах. Но есть и такие города, где я ни разу не был, среди них, например, Астана. Конечно, в таком случае сложнее ощутить атмосферу, дух места, хотя я постарался это сделать, собирая информацию в Интернете. Но вообще, смысл проекта не в том, чтобы показать некие узнаваемые детали, достопримечательности городов. Сон – всегда абстракция, и кто может знать, какими бывают сны художника… Мне хотелось отразить движение, динамику каждого города, то, как я чувствую то или иное место. И при этом передать привычные для состояния сна хаотичность сменяющих друг друга сюжетов, изменение ритма, ощущение многоплановой картинки, разрезанной на несколько частей.

Удивило, что на всех работах в качестве автора указана группа ZUKCLUB. Художники, творческие люди вообще – это ведь всегда индивидуалисты. Почему вы решили объединиться? Что и каким образом удерживает участников этого объединения?
Творчество – конечно, главное, что нас объединяет. Но художники проекта ZUKCLUB – это еще и просто друзья! Нам интересно проводить время вместе, обсуждать новые тенденции, новые имена в искусстве. За время существования – а проекту больше 15 лет – коллектив менялся несколько раз. Кто-то уходил на время в собственные проекты, а потом возвращался, кто-то стал заниматься исключительно самостоятельным творчеством. Мне лично нравится работать в группе, так быстрее и проще создавать масштабные работы – размером больше 3 тысяч квадратных метров, например.

Вы работали в Европе, Азии и в городах России. Чем отличаются наши и иностранные заказчики?
Главное отличие в том, что в работе с зарубежными заказчиками уходит меньше времени на согласование эскизов – достаточно договориться с владельцем дома или какого-то объекта. В России же нужно получать разрешение у городских властей и согласовывать проект с ними. А чиновники, к сожалению, мало компетентны в оценке современного искусства. За границей у нас гораздо больше креативных работ по этой причине. Но в последнее время мы не сотрудничаем с заказчиком, если он не готов дать нам полную свободу в реализации замысла. И при первой же встрече мы сразу говорим, что не будем вносить никаких изменений «по желанию клиента». Из-за этого многие отказываются работать с нами, но мы не готовы отходить от своей линии в творчестве. С моей точки зрения, в нашей стране после авангарда не было придумано ничего нового и цельного именно потому, что художники работали на заказ, делали так, как от них того требовали. Мы не рисуем то, что не хотим рисовать.

В одном из интервью вы поделились грандиозными планами: «Создать новую страницу в истории искусства страны». Каковы шаги на этом пути? И что будет служить показателем, что цель достигнута?
Еще лет 5-7 назад в нашей стране мало кто представлял себе, что такое стрит-арт, а теперь о нем знают если не все, то большинство точно. Сегодня, когда мы рисуем на улице, никто не вызывает сразу же полицию, как это было раньше. Люди все-таки подходят и спрашивают для начала, что мы тут делаем. Так что движение идет. Формируется культура восприятия стрит-арта. Для нас это очень важно. А когда люди начнут ходить на нас в музеи – я буду счастлив!

Но пока далеко не все ваше искусство понимают, а тем более – принимают…
Я бы ответил на это так: я не говорю по-китайски, но не считаю китайский язык ненужным или нелепым. Так же и в искусстве. Многие люди не говорят на языке современного искусства, они просто не знают этого языка. Рассуждать о современном искусстве, давать ему оценки, не владея языком – по меньшей мере, странно. Я часто слышу фразу: «Мне непонятно современное искусство». А что вы сделали, чтобы его понять?

Где проходит грань между рисунками, уродующими стены зданий, и граффити как видом искусства?
Это зависит от имени автора. В тот момент, когда его имя становится громким, – его работы становятся искусством.

?
…Ну ладно, скажу так. Чем художник отличается от нехудожника? Люди, которые просто умеют хорошо рисовать, еще не художники. Художник всегда вкладывает некий смысл в то, что он делает. В его работе всегда заложена та или иная идея. Можно какой-нибудь обгоревшей палкой что-то нацарапать на стене, и если это несет какой-то смысл – это будет искусством. Если нет ни идеи, ни смысла – тогда это непонятно что.

Как-то я спросила одного уличного художника «Какое образование нужно иметь, чтобы стать стрит-арт художником?» И он ответил: «Главное – не надо учиться на художника». Академические рамки, по его мнению, сковывают, уничтожают творческую смелость. А вы как считаете?
Я думаю, сначала нужно выучить правила, чтобы их нарушать. У меня в прошлом – 6 лет обучения графическому дизайну. Безусловно, можно научиться рисовать, не заканчивая никаких школ, и в своих работах быть даже креативнее профессиональных художников. Но когда у тебя есть образование – ты быстрее достигаешь того, что хочешь, и у тебя просто лучше получается рисунок.

А хулиганом уличный художник должен быть? Пока в нашем представлении уличные художники – это те, кто нелегально по ночам рисуют на стенах и скрывают от всех свое лицо.
В чем-то я согласен с этим образом. Но я не занимаюсь вандализмом. И вообще следую собственной политике: если я создаю что-то важное для города, то, что ему, на мой взгляд, необходимо – я не считаю это вандализмом. Хотя по закону мои действия вполне подпадают под статью, и меня могут привлечь к ответу или просто заставить закрасить рисунок. Но я всегда осознаю, что мимо моей работы ежедневно будут проходить сотни и даже тысячи людей, что на эти рисунки будут смотреть дети – и все они каким-то образом отреагируют на то, что я сделал. Кроме того, есть памятники архитектуры, на которых я никогда не рисую. То есть у меня, у нашей группы есть определенные правила, которых мы не нарушаем. Мы несем ответственность за то, что мы делаем, и не искажаем облик города.

Выставка Сергея Овсейкина в отеле Ibis Ярославль Центр открыта по 8 сентября. Вход – свободный.