Работы известного скульптора представлены на новой выставке, открывшейся в Музее современного искусства.

Экспозиция называется «Разговор с неизвестным». Но зрителю, хорошо знакомому с художественной культурой, не составит особого труда понять символику большинства произведений Дмитрия Тугаринова. А произведения его, надо сказать, на редкость метафоричны! Вызывают целую цепочку ассоциаций…

Уже у входа в Музей современного искусства (бывшая арт-галерея «Дом муз») тебя встречает «Инакомыслящий», он же «Мужик в аду», он же сантехник, герой композиции «Всё течет, ничего не изменяется» (все эти названия указаны в этикетке). На куче прогнивших водопроводных труб сидит этот инакомыслящий и задумчиво смотрит в небо. Нужны ли комментарии? Уже внутри здания почти по таким же ржавым трубам, а также по камням, кирпичам и прочему мусору, шагает маленькая девочка в маминых туфлях на каблуке (композиция «Туфельки»). Очень тонкий намек на стремление детей поскорее стать взрослыми и пытаться изящно парить в нашем порой не слишком уютном и не очень удобном мире.

Здесь много философских образов (как, например, «Однокрылый ангел»), сюжетов на вечные темы («Похвала глупости» или «Золотой осел») и композиций к известным литературным произведениям («Сказка о Золотом петушке», «Стойкий оловянный солдатик» и ряду других). Есть довольно жесткие шутки, наподобие «Варианта типового надгробия для членов Госдумы». И весьма грустные метафоры, как, скажем, русская женщина ну очень крупных габаритов(!), которую Тугаринов постоянно изображает стоящей на лопатках. Это упражнение всем известно под названием «березка». Такой вот образ России – вечно стремящейся приобрести «нужные формы», приблизиться к европейским эталонам и всяким мировым стандартам. Русская баба (а, значит, и Россия) всё равно остается собой, самобытность и «особый путь» неубиваемы. И в представлении художника, очевидно, это есть хорошо.

Очень часто Дмитрий Тугаринов размышляет о человеческой боли, утратах, несбывшемся. У него немало буквально искалеченных героев – они, лишенные каких-то физических возможностей, тем не менее, удивительно прекрасны, даже завораживающи. Это одновременно страшно и красиво, и от того особенно щемяще.

А символом жизнестойкости и главным героем для Тугаринова является Александр Суворов, полководец, не боявшийся рискованной игры и смертельных схваток. Бронзовый портрет Суворова в исполнении Дмитрия Тугаринова лишен героического пафоса, наполнен иронией и даже гротеском. Именно поэтому памятник генералиссимусу, установленный скульптором в 1999 году на перевале Сент-Готард в швейцарских Альпах, до сих пор вызывает споры.

Дмитрий Тугаринов родом из Москвы. Окончил Суриковский институт. Работает в станковой и монументальной пластике. Заслуженный художник России, академик Российской академии художеств. Создал более шестисот станковых и монументальных работ. Для храма Христа Спасителя в Москве выполнил фигуры царицы Елены и императора Константина. Почерк скульптора узнаваем по свободной, близкой к импрессионистической манере лепке, графичности работ, а также по особой любви к подтексту, который предполагает множество трактовок. Да, своих зрителей Дмитрий Тугаринов приглашает к нескончаемому разговору. О вечном и сиюминутном, о трагичном и смешном, о красоте и смысле жизни…

Выставка в Музее современного искусства открыта до конца августа.
В июне планируется творческая встреча с Дмитрием Тугариновым.