Разговор со скульптором на его выставке в Музее современного искусства.

Фото: Владимир Скориков /страница автора/

Экспозиция под названием «Разговор с неизвестным» открыта в Музее современного искусства с апреля. А 30 мая на творческую встречу со зрителями приехал и сам автор – Дмитрий Тугаринов.
Известный российский скульптор, доцент кафедры скульптуры и композиции МГАХИ имени В. Сурикова, заслуженный художник России, академик Российской академии художеств, Дмитрий Тугаринов родился в Москве. Окончил Суриковский институт. Создал более шестисот станковых и монументальных работ. Для храма Христа Спасителя в Москве выполнил фигуры царицы Елены и императора Константина. Почерк скульптора узнаваем по свободной, близкой к импрессионистической манере лепке, графичности работ, а также по особой любви к подтексту.

Дмитрий Никитович, вы не раз говорили в интервью, что скульптура – самое сложное из пластических искусств. А в чем это, прежде всего, проявляется?
Известный британский скульптор и художник Генри Мур говорил: самое трудное в скульптуре то, что во всех трех своих измерениях она реальна. А есть еще четвертое измерение – духовная наполненность. Настоящая скульптура всегда излучает определенную энергию… И вот попробуй схватить это и воплотить! И зрителю довольно сложно воспринимать данное искусство. Устройство нашего зрения таково, что сначала воспринимается цвет, потом линия и контур, и только затем – форма. Но самое главное: чтобы понимать скульптуру, надо обладать развитым интеллектом и хотя бы минимальными знаниями об этом искусстве.

Ваша мама была скульптором. Можно ли сказать, что именно это повлияло на выбор пути?
И мама, и тесть, и моей женой, кстати, тоже стала скульптор… В детстве я вообще-то хотел быть океанографом, океанологом. Мне нравился весь этот подводный мир. Но мама сказала: «Давай-ка иди в художественную школу – будешь Ленинов лепить. Верный заработок!». Спорить я не стал. Да мне, в общем-то, и понравились все эти художества. В Суриковский институт я уже шел осознанно. И сейчас считаю, что лучше профессии нет! Жаль только, что она существует сегодня в определенном вакууме. Большинство людей разбирается в скульптуре меньше, чем даже в классической музыке. Это беда! Немного знать историю пластических искусств, музыки, театра и так далее – было бы очень желательно. Когда, например, говорят о грандиозном эффекте сталинских строек, забывают одну вещь. Кто все это строил? Инженеры царской России! Получившие образование в империи или за границей. А основа их образования была гуманитарной – будущий инженер обязательно учился рисовать, лепить, изучал историю, музыку, древние языки…

Очевидно, в самом начале пути вы понимали, что скульптура в отличие от живописи или графики – работа очень тяжелая, трудоемкая, отнимающая иногда здоровье, и при этом не всегда приносящая доход…
Я об этом совершенно не думал! В молодости вообще не думаешь о том, что будет завтра. Мне просто нравилось – и я занимался этой работой. Я видел, конечно, непростую судьбу моей мамы, но многое в ее жизни было обусловлено теми гонениями, которым в той или иной мере подвергалась интеллигенция в советское время. Тем не менее в художественной среде жилось все-таки проще: ты был предоставлен сам себе, при этом – всегда при деле, а значит, тебя не привлекут за тунеядство. Я, кстати, не пропагандист совка, но и не яростный противник. Просто было такое время. Сегодня – другое. Сегодня многое решают деньги. Делай что хочешь, только денег тебе никто не даст, соображай сам, как быть.

Может ли в такой ситуации скульптор работать по своему внутреннему заказу? То есть: хочу так – и делаю. А не работаю только потому, что нашелся богатый покупатель, или потому, что повезло выиграть конкурс…
Художник только так и должен работать!

Но если деньги диктуют…
Сложно было всегда! В советское время были трудности идеологические. Сегодня – материальные. Тем не менее заказы у меня есть. И довольно много. Покупатели есть. Возможности для творчества есть. Нужно просто понимать: не надо требовать, чтоб тебе сразу заплатили, как это модно стало сегодня. Сначала картошку нужно вырастить, а потом уже продавать. А если начинать сразу с вопроса: «Сколько вы мне заплатите?» – ничего не получится.
Я всегда делал то, что мне нравится. На выставке, которая сейчас открыта в Ярославле, 99 процентов работ – это то, что мне самому хотелось создать, что мне самому было интересно. Вообще, это беспроигрышный вариант! Когда что-то делаешь абсолютно искренне для себя и честно получаешь от этого удовольствие – совершенно точно, что твоя работа понравится кому-то еще. И ты обязательно найдешь родственную душу! И того, кто захочет купить твое произведение, и того, кто предложит вместе поработать.

А как строятся ваши отношения с заказчиками?
Заказчики все разные! И поведение разное. Но я веду переговоры без всякого турецкого базара, когда железку, которой цена – три копейки, пытаются втюхать за триста долларов и начинают рассказывать, почему это столько стоит… Я никого ни в чем не пытаюсь убеждать, ничего не рассказываю об искусстве, а честно говорю, какой экземпляр я делаю и сколько это стоит.

Вы настаиваете, что ваше творчество не относится к современному, актуальному искусству. Вы вообще не принимаете новые формы?
Я не хочу огульно крыть все современное искусство. Но надо относиться с определенной осторожностью к тому, что делают нынешние авторы, стремящиеся к самовыражению. Поди еще разберись – что там у них намалевано. Реалистическое произведение оценить легче: как выстроена композиция, как положен цвет, какое передано состояние. А в современном искусстве многое непонятно. Поэтому сегодня совершенную ерунду продают за миллионы!

А может быть, то, что на первый взгляд кажется непонятным, развивает нас? Пробуждает наше воображение, фантазию? Заставляет иначе посмотреть на окружающее пространство?
Вот на эту удочку и попался весь современный западный мир! А когда им надо что-то стоящее сделать – они нас зовут, потому что сами уже не умеют. Только они про это не хотят говорить. Если разобраться, мы на самом деле в достаточно выгодной позиции находимся по отношению к западным странам в вопросе с современным искусством. Потому что весь тот путь, который этот мир уже прошел, и на котором (извините за выражение!) обделался, – мы сейчас можем оценить. И можем постараться не повторить тех же самых ошибок. Только для этого нужно хорошее художественное образование, которого, к несчастью, при советской власти не было. Да и сейчас нет!

Что сегодня приносит вам ваша профессия? Получаете ли вы удовольствие от реализованных идей? Удается ли воплощать задуманное?
Сегодня моя профессия приносит мне массу хлопот! Надо ездить по выставкам, что-то показывать. У меня уже где-то в районе тысячи выставок, и мне это, честно говоря, порядком надоело… Кроме того, что-то из старого надо реставрировать, на это уходит время. Я бы хотел сделать что-то новое, даже мечтал бы. Но такой возможности сейчас не представляется. Зато всю жизнь я делал все, что хотел. Просто все! Так что сегодня я считаю свою судьбу идеальной.

А как вы для себя определяете суть своей профессии? В чем состоит предназначение скульптора?
«И взял Он прах земной. И создал человека по образу Своему и подобию…» Разные переводы этого стиха из Библии существуют, но суть в том, что был взят прах земной, из которого состоит весь мир. На Арамейской земле это была красная глина… И самый распространенный материал на планете – это красная глина. Скульптура появилась раньше самого человека. А наша задача – поскольку мы автопортрет Бога – творить по образу и подобию…