Несколько слов о новом проекте Выставочного зала Союза художников.

Молодость – время отваги, дерзкого отрицания авторитетов, экспериментов на грани и за гранью. И поэтому от выставки с названием «Молодые художники» ждешь совершенно нового взгляда, творческого хулиганства, отказа от принятых норм и правил. Но экспозиция, открывшаяся в залах Союза художников, не оправдывает этих ожиданий… Такое впечатление, как будто попал на ежегодную отчетную выставку, которую в конце года традиционно устраивает ярославское отделение Союза.

Не выходящее за рамки академизма видение искусства, реалистическая манера, повествовательность сюжетов – отличают большинство работ нынешних молодых. Фамилии многих участников проекта знакомы: Золотайкин, Шиханов, Казаков, Бекетов… Дети продолжают династию, а заодно и традиции, почерк, школу. И в итоге оказываются практически не отличимы от «отцов». Ощущение, что это всё те же пейзажи, натюрморты, которые мы видели не раз, всё те же лодки на берегу и проселочные дороги. Название одной из представленных работ «Этюд номер 153» – как некая квинтэссенция всей выставки. В 153-й раз о том же…

Среди участников этой молодежной выставки выпускники Суриковского института, Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, Костромского университета им. Н.А.Некрасова, Ивановского и Ярославского художественных училищ. Учебные заведения, которые традиционно считаются самыми-самыми. Но сегодня школа вызывает лишь невеселые вопросы. Почему среди молодых художников почти нет ярких индивидуальностей? Почему умение рисовать, ремесло подменили творчество? Чьи задачи решает начинающий автор – свои или навязанные педагогами? Почему вообще обучение сводится к тому, чтобы повторять опыт прошлого,  не думая, не пытаясь осмыслить его?

Конечно, среди участников выставки, есть те, чья манера отличается от «генеральной линии». Попытка передать свой взгляд на город у Натальи Нестеровой и Егора Смирнова, ироничный самоанализ Зинаиды Позитивной, желание проникнуть в суть вещей и предметов Антона Братыкина, ювелирные вещи, отличающиеся от банального ассортимента магазинов Елизаветы Малафеевской – то немногочисленное, что остается в памяти об этой экспозиции.

Любопытно, что призывы к экспериментам, к самостоятельным, смелым решениям в день вернисажа прозвучали от лица сложившихся мастеров. Даже им хочется увидеть что-то новое и неожиданное в творчестве молодых. Ждем…