Осенью команда «Операция Пластилин» презентует новый альбом в собственном стиле «рок молодых и влюбленных»   «Маяк». В рамках гастрольного тура в поддержку альбома группа  выступит и в Ярославле. Концерт на сцене клуба «PLAN B» ожидаем, но не предсказуем. Чего лучше не ждать от новой программы и диска, а также о планах, экспериментах, миссии  и своем «слышателе» в эксклюзивном интервью VD рассказали фронтмен команды Анатолий «Рйн» Царев, скрипачка и бек-вокалистка  Екатерина «Кошка» Цион-Княжева.

У вас плотный график туров, фестивалей, акустических концертов. Параллельно вы пишите тексты, музыку, записываете альбомы (два года подряд по альбому), работаете в эфирах на радио, снимаете клип, даете мастер-классы…

Как?! Где вы черпаете бесценное время и энергию, которые у всех обычных людей имеют свойство катастрофически быстро заканчиваться?

Катя: «Батарейки «Дюрасел», действуют в два раза дольше обычных»J  Мы, как все люди, тоже имеем свойство уставать и на время «заканчиваться». Но все проходит, когда видишь результаты своих трудов, светлые глаза и лица людей, которые уходят с концертов счастливыми, когда получаешь письма, в которых сказано о том, что мы спасаем своим творчеством. Какая тут может быть усталость? Тут появляется лишь одно желание – не останавливаться.

Толя: Нас постоянно спрашивают, как мы все успеваем. И каждый раз я не знаю, что ответить.  Музыка для многих из нас не единственное занятие в жизни -  есть и иные дела,  увлечения. Откуда берутся время и силы на все -  непонятно. Со временем наша музыкальная активность только увеличивается …  И сейчас я ясно вижу, что из жизни стали уходить многие вещи, на которые попросту перестало хватать времени: сходить в кино, почитать книгу (только если в дороге между концертами), что-то починить по дому… С некоторыми друзьями видеться совсем перестал и, вот, занавески не могу уже полгода повесить в комнате:-). Видимо, есть внутренний двигатель какой-то, который гонит постоянно вперед и не дает показывать окружающим свою усталость.

Вы на пике, как вы считаете?

Толя: Нет, конечно. Мы в начале пути. Все, что у нас сейчас есть – это малая часть того, к чему мы стремимся. Успеем ли – другой вопрос.

Катя: Пределов нет. Даже если вы считаете, что вы на пике, вы все еще у подножья…

Насколько критично подходите к оценке своего успеха/неуспеха?

Толя: Однажды ко мне пришел мой друг. Я мыл посуду, а он сидел на кухне и наблюдал за процессом. Через какое-то время друг выдал заключение: «А ты, Толя, оказывается, ужасный перфекционист». «Почему?» - спросил я. На что получил ответ: «Ты уже десять минут пытаешься отмыть чистую кухонную мойку».

Так я понял, что  предельно критичен по отношению к тому, что делаю. Это, к сожалению (или к счастью), переносится и на деятельность других людей. Поэтому на данный момент ни о каком успехе и речи быть не может. Нам еще предстоит поработать над собой, своим звуком, песнями и исполнением.

Катя: Я по жизни достаточно самокритична. Порой до абсурда. Зато это позволяет бесконечно шлифовать себя, доводить до новых уровней совершенства…  Ну, или до ручки, как повезет:-)

Что вообще для вас успех?

Катя: Эфемерное понятие. В какой-то момент  успех – это детские руки, которые протягивают тебе из толпы, и по глазам ты видишь, сколько радости приносит им твое творчество. Завтра - мама с бабушкой, которые растирают слезы гордости по лицу. Сейчас - обилие интервью, которые висят чередой в твоих планах, серьезная подготовка к презентации альбома и прочие радости рок-музыканта.

Толя: Состояние внутренней гармонии, равновесия между тем, что ты делаешь, и собственной оценкой сделанного. Есть, конечно, какие-то общепринятые критерии успеха, но меня они мало интересуют. Успешен тот, кто все понял, обуздал свое эго и живет в радости. Остальное же все приложится. Если вообще будет нужно.

В этом году вы выступали на Метафесте, Доброфесте, ДнепроРоке… и  даже Нашествии (!), что для рок-музыкантов  что-то да значит. Что для вас фестивальная энергетика? Есть ли разница с сольными концертами?

Катя: Что фестиваль, что клубный концерт – это обилие людей. Но в фестивалях есть нечто стихийное и даже немного первобытное, в моем понимании. Здесь к обилию людей добавляются открытое пространство и свежий воздух – они у истоков всего. Разница, безусловно, есть, а вот выбрать, что ближе для меня всегда представлялось невозможным.

Раньше очень расстраивало, что нам, как молодым и не особо известным отводилось не так уж много времени на выступление. Сейчас все меняется, так что, мне кажется, при таком развитии наши сольные и фестивальные выступления, в плане тайминга, отличаться скоро перестанут.

Важно ли коммуницировать с соратниками по цеху на фестах? Что это дает?

Катя: На мой взгляд, да. Человек – существо социальное, да и род деятельности такой, что иногда без старшего наставника – никуда. Это обмен опытом, или вдохновение, если это метры рок-сцены... Иногда и интересные совместные проекты.

Практически в каждой публикации о группе «Операции Пластилин» сказано, что свое музыкальное направление вы определили и задали сами как  Young Lovers Rock. Вы почти хиппи! Вы кайфуете от того, что делаете? Что есть ваша миссия?

Катя: А иначе зачем это все, если ты сам не получаешь удовольствия от того, что делаешь? Естественно, кайфуем. Мы стараемся показать и рассказать людям, что есть Любовь, Сила, Бог. Так скажем, все больше о вечном поем. Мы улыбаемся – нам улыбаются в ответ. Вот, пожалуй, и вся миссия.

Толя: Не хиппи, а влюбленные:-) В Мир, в Людей, в Бога, в красоту Вселенной, окружающей нас. Далай Лама говорит: «Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе». Так вот, стать группой, транслирующей эти принципы, несущей свет и Любовь и вовлечь в это как можно больше Людей – и есть наша миссия.

Любой артист работает за признание, внимание публики. Как вы думаете, для кого вы работаете? Каков «портрет» вашего фана?

Катя: Абсолютно разные и прекрасные в своих различиях люди. К нам на концерты ходят и школьники, и родители, и профессора, и панки – очень разношерстная публика. Но объединенная одной музыкой, в которой каждый находит свое. Чтобы они просыпались, становились живей, счастливей и влюбленней, мы и несем светлое и вечное.

Толя: У меня слово «фан» или «фанат» вообще вызывает недоумение. Я против любых проявлений фанатизма, так как ни к чему хорошему они не ведут, и предпочитаю слово «Слушатель» или даже «Слышатель»J Мы играем музыку для тех, кто слышит и чувствует. Поэтому, как Катя совершенно верно отметила, на концертах у нас очень разная публика. Люди мира – те, кто тянутся к свету, познанию и добру. Маленькие и большие, панки, хиппи и кришнаиты, состоятельные люди в пиджаках… Это подтверждает, что мы не принадлежим ни к какой субкультуре, стилю или течению и можем делать то, что захотим, без оглядки на рамки жанра. Правда, столь разная целевая аудитория – всегда кошмар для менеджмента группы и организаторов концертов. Потому что не всегда понятно, как с этой аудиторией правильно взаимодействовать.

В релизе к своему новому альбому – «Маяку» – вы сказали, что хотели сделать жесткий панк-рок, а в итоге включили в альбом даже медленную композицию. Как все же видоизменяются звучание и стиль альбома (и должны ли они меняться?) от идеи к последнему записанному треку?

Катя: Мы, как дети, в вечном поиске, поэтому и с этим альбомом все вышло стихийно. Будущая пластинка ведь изначально никому ничего не должна, она просто зарождается, формируется, обрастает новым. Как человек растет и меняется, так и песни его идут за ним. А тут еще шесть голов, и каждая из них так или иначе привносит свое. По мне, так это лучше, чем выдавать одно и то же звучание год за годом. Лучше, чем оправдывать ожидания, особенно собственные.

Расскажите, что получилось, а что нет?  Планируете ли сделать клип? На какую песню из «Маяка»?

Катя: Не могу сказать, что что-то не получилось – получилось все. Возможно, немного не так, как мы о том думали, и это прекрасно. А клип непременно будет. Пока готовимся к презентациям, появилось множество идей на многие песни. На какую именно падет наш выбор, пусть будет интригой. Мне лично очень нравится наблюдать, как люди гадают, что их ожидает.

Толя: Получилось почти все. Послушав финальный мастер альбома, я остался очень доволен. Это примерно на 70% походит на тот идеальный саунд, к которому я стремлюсь: жесткий, электронный, мощный. Для того, чтобы добить до 100% во время сведения и мастеринга следующего альбома,  нам придется пожить на студии вместе со звукорежиссером, потому как удаленное общение не всегда позволяет в точности донести то, что требуется сделать со звуком. Немного, конечно,  расстроен, что в альбом не вошли три композиции, которые мы физически не успели для него аранжировать. С другой стороны, это повод для EP в первой половине 2016:-) Клипы же - конечно, будут. Но пока не до них. Сейчас мы все в релизе. Слишком много подготовки и суеты вокруг этого события.

Есть страх быть не понятым, когда презентуешь новый проект? 

Катя: Шеф однажды сказал отличную фразу: «Или ты с нами в автобусе, или вне его». При любом раскладе, остаются предыдущие альбомы, которые уже нашли отклик. А новый альбом – это новый ребенок. Не бывает так, что все вокруг дружат с вашим сыном или дочкой. Мы, конечно, попереживаем за свое детище, но любить его от этого меньше не станем.

Толя: На самом деле, эту великую фразу сказал не я, а Кен Кизи. Несмотря на то, что я сейчас не разделяю многие взгляды той тусовки, эта фраза мне очень нравится. Вот так она звучит полностью: «Еще будут моменты, когда мы не сможем кого-нибудь дождаться. Так вот, либо вы в автобусе, либо вне автобуса. Если вы в автобусе, и при этом отстали, вы его обязательно разыщете. Если же вы с самого начала вне автобуса – то и черт с вами».

По существу же вопроса… Людям свойственно переносить творчество на свою жизнь. Так вот, анализируя однажды, почему кто-то принимает новое в штыки, а кто-то – в свой плеер, я понял, что песня либо попадает в синхрон с жизнью, либо нет. Мы поем, в основном, о каких-то глобальных вещах и состояниях, без привязки к конкретному времени и событиям, поэтому кого-то эта волна накрывает (кто чувствует то же самое), а кого-то, наоборот, отталкивает. Скажем, не будет классический, уважающий себя панк-рокер в косухе и с ирокезом после концерта The Casualties слушать наш «Шелест утренних звезд». А вот «Государство» или «Фестиваль пакетов», скорее всего, послушает и возрадуется… Но это я утрирую, конечно.

Гораздо хуже,  когда у слушателя есть какие-то ожидания от нашего творчества. То есть, человек себе в голове уже нарисовал образ нового альбома, уже сам услышал звук (раньше нас даже) и понял, какие на диске будут песни. Он ждет от нас того, что хочет услышать. А мы, как правило, этого не даем, потому что каждая новая наша работа – это новый звук, новая концепция, новый набор инструментов, даже если мы перезаписываем старые песни. И вот Человек расстраивается просто потому, что его картинка разошлась с реальностью. Поэтому я стал всем говорить, чтобы никто ничего не ждал. Только так можно насладиться прекрасным.

В мае этого года мы выпустили сингл «Наш Прайд», который у старых слушателей встретил совершенно ожесточенную реакцию, а у новых – очень положительную. Потому что «старички» наши привыкли к другому звучанию, и песня выбила их из привычной колеи. После этого  я вообще думал, что никогда ничего выпускать больше не буду. Но потом – прошло, и сейчас я с улыбкой отношусь к любым штыкам. Слишком много людей в нас не верит, а это подбадривает и не дает опустить руки.

Анатолий, вы в музыке с 2002 года, на вашем счету уже 8 альбомов.  Есть какой-то вектор развития от альбома к альбому? Или все стихийно?

Толя: Есть общие установки идейные, которые вот уже много лет не меняются. Они пронизывают все, что я делаю, не только творчество «Операции Пластилин». Вектор развития  можно определить, как поэтапное движение к идеальному звуку и идеальным, с моей точки зрения, песням. У меня нет за спиной продюсеров, которые бы говорили, как надо, и подсказывали, с какой студией лучше работать, как лучше организовать запись, где мастерить альбом, какие синтезаторы звучат плохо, а какие – хорошо… Все методом проб и ошибок. Если взять три наших последних пластинки – Lucky 7’s, «Эйфория» и «Прайд» – и сравнить их с «Маяком», то будет видна четкая линия. Lucky 7’s звучит достаточно топорно и просто, но на нем уже можно услышать первые робкие синтезаторы и, сейчас уже классические для «Операции Пластилин», гитары (даблтрек и октавы). В «Эйфории» уже больше синтезаторов, космоса – песни звучат тяжелее, но из-за ошибок в сведении не все прослушивается. «Прайд» – почти идеальное звучание и самый взрослый наш альбом, но ему не хватает мощи и монолитности. А вот «Маяк » уже почти близок к идеалу. Этот вектор, конечно, будет продолжен и доведен до логического завершения…  А потом свернет – поменяет направление…. Иначе и быть не может:-)

Какие музыкальные эксперименты вы с командой хотели бы осуществить? Может быть, добавить духовых или дуэт неожиданный «звездам» шоу-биза предложить, все варианты – вплоть до безумного, но желаемого.

Катя: О, это наша любимая тема, потому что попробовать мы хотим ВСЕ. И диджея, и оркестр, и духовые… Все, на что только хватит фантазии, времени и прочих радостей. Это тема, о которой не расскажешь в рамках одного интервью.

Толя: Дуэты с недавних пор меня не прельщают, а вот новые инструменты и сотрудничество с крутыми музыкантами всегда приветствуется. У меня есть много идей для новых проектов, но все они пока задвинуты далеко из-за активности «Операции Пластилин». Пока нужно качественно сделать то, что уже намечено, а потом уже пускаться в эксперименты.

Текст: Ольга Никитина. Фото: предоставлено пресс-службой группы «Операция Пластилин».

Группа «Операция «Пластилин»   Концерты в Ярославле.  Концертная афиша Ярославля.  Афиша Ярославля.