Прошедший сезон выявил новые тенденции развития русского театра. Театральный ландшафт никогда не будет прежним, и VashDosug.ru рассказывает почему.
Первой ласточкой в деле смены власти в московских театрах стало назначение на должность художественного руководителя Театра Маяковского. За свой первый сезон один из лучших режиссеров нового поколения сумел вернуть театру зрителя. Ну а критики оценили проект «Новый Маяковский», в рамках которого молодым режиссерам было предложено ставить спектакли на малой сцене театра («Маяковский идет за сахаром», «Любовь людей»). И, разумеется, две большие премьеры — «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса и «На чемоданах» Александра Коручекова. Первый спектакль многие критики называют лучшим в прошедшем сезоне.
Еще одним важным событием в театральном мире можно считать приход в Центр Мейерхольда. Под его началом (Рыжаков стал худруком ЦИМа) также возникли новые проекты: «Театральный альманах» (в рамках которого идут так называемые короткометражные спектакли молодых режиссеров) и «Школа театрального лидера» (хочется верить, что эта «кузница кадров сумеет вырастить высококлассных специалистов — завлитов, директоров театров и пр.).
Таганка, руководимая теперь , из кризиса не вышла. Но шаги вперед очевидны — в минувшем сезоне театр выпустил все запланированные премьеры, в том числе спектакль Кшиштофа Занусси «Король умирает».
В Театр Ермоловой пришел. Следствием стала радикальная смена репертуара. Судя по всему, в новом сезоне старые спектакли идти не будут, а вот новые обещаны любопытные. Среди грядущих премьер заявлены «Снегурочка» по Островскому и «Портрет Дориана Грея» по Уайльду. Но главная интрига грядущего сезона — «Язычники» по пьесе Анны Яблонской (в качестве приглашенной звезды будет Валентин Гафт).
станет худруком «Практики» вместо . Автор «Эйфории» и «Кислорода», как известно, живет на две страны (жена Ивана — польская актриса Каролина Грушка), и он уже обещает ввести в репертуар «Практики» спектакли польских режиссеров. Ни одну из ныне идущих постановок Иван закрывать не собирается. Как не собирается и создавать штатную труппу.
Наконец, главный скандал — назначение на пост худрука Театра имени Гоголя Контракт с ним подписан на три года, несмотря на протесты труппы, уверенной, что Серебренников «вколачивает гвозди в гроб репертуарного театра». Режиссер, ставивший для Большого и МХТ им. Чехова, ответил на обвинения достойно. Те, кто захочет с ним работать — будут, кто не захочет — никто не неволит. И он действительно собирается переформатировать театр — сделать его открытой площадкой для самых смелых экспериментов.
Кстати, об экспериментах. Как грибы после дождя появляются новые театральные площадки. Отныне на территории «Винзавода» (проект Серебренникова «Платформа») идут постановки-гибриды, которые включают в себя элементы театра, танца, музыки, арт-медиа и пр. Особенно стоит отметить синтетический спектакль (опера для драматических артистов) самого Серебренникова — «Охота на Снарка» и оперу Сергея Невского об аутистах AUTland в постановке Евгении Беркович.
В знаменитой большой аудитории Политехнического музея открылся новый «Политеатр». Эдуард Бояков, ставший арт-директором новой площадки, четко дал понять, чего хочет: «Мы хотим построить театр нового поколения и в технологическом, и в социальном, и в творческом смыслах». Следом возник частный Театр вкуса — творческая лаборатория, все спектакли которой напоминают гастрономические перформансы. Набирают популярность Театр.doc и Центр драматургии Казанцева и Рощина. Главная удача сезона — первый спектакль проекта «Кумиры. Новый формат» «Путешествие Алисы в Швейцарию». В нем согласились играть знаменитые актрисы Ольга Яковлева и Елена Морозова. Их попытка освоить новую драматургию дорогого стоит.
Наконец, совершенно очевиден повышенный интерес к фестивалям с «европейским акцентом», в рамках которых в Москве показываются лучшие зарубежные постановки: фестивалям NET, «Другой театр» и пр.
Смело и неожиданно ведут себя многие репертуарные театры. И их риск оправдывается в 9 из 10 случаев. Так, «Современник» выпустил самую настоящий панк-оргию под названием «Анархия». Галина Волчек доверилась рок-ветерану Гарику Сукачеву и даже разрешила мат на сцене. В итоге в театр волной хлынул новый зритель. Еще одна ее удача — сотрудничество с режиссером Евгением Арье, который поставил на сцене «Современника» сначала замечательных «Врагов» с Чулпан Хаматовой и Сергеем Юшкевичем, а затем — американскую пьесу о военных фоторепортерах «Скрытая перспектива». Острая тема всколыхнула не только критиков, но и общественность. Судя по всему, такой же ажиотаж вызовет и первая премьера грядущего сезона — спектакль молодого режиссера Кирилла Вытоптова. Он поставит пьесу Всеволода Бенигсена «ГенАцид». Споры о том, что есть национальная идея, гарантированы.
Театр Наций в самом начале сезона выпустил спектакль «Шоша» по роману Исаака Башевиса Зингера. Постановка оказалась удачной, имя режиссера, молодого «кудряша» Туфана Имамутдинова, стало знаменитым.
Поднимает голову давно забытый жанр остросоциального театра и и даже политической сатиры. В Театре Наций состоялась премьера Circo Ambulante Андрея Могучего. Спектакль получился запутанным и не очень внятным: многочисленные аллегории и намеки на современную власть утонули в художественных фантазиях постановщика, но главный посыл ясен. Его озвучила Лия Ахеджакова, вложившая в уста своей героини гневную проповедь о бездействии граждан и тирании властей.
Гораздо дальше пошел Театр.Doc с постановкой Варвары Фаер «Берлуспутин» — откровенным глумлением над властью, которое не всем пришлось по душе, но всеми было отмечено как событие сезона.
Целых три новых спектакля выпустил режиссер . Его «Лир» («Приют комедианта»), «Событие» (МХТ им. Чехова), «Год, когда я не родился» (Театр Табакова ) — небезынтересные попытки переосмыслить прошлое страны. На прицел был взят и Сталин, и «победоносная война против фашизма», и «легенды и мифы о русской интеллигенции», и «брежневизация», и «путинизация». И снова вывод — во всех ужасах прошлого, настоящего и будущего виноваты мы сами — те, кто бездействует и молчит.
О том же, но по-другому говорит и неожиданный спектакль «Горки 10» (Школа драматического искусства). В своей фирменной абсурдистской манере режиссер попытался доказать трагическую предопределенность судьбы нашей страны и мира вообще.
Самой значимой постановкой в этом ряду можно считать «Пристань» (Театр Вахтангова). В спектакле, сделанном к юбилею, сыграли старейшие артисты, которым давно не давали новых ролей: Вячеслав Шалевич, Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Людмила Максакова, Юлия Борисова. Мэтри сами выбрали отрывки из классики, в которых хотели сыграть, и результат получился ошеломляющим. Но вместе с радостью этот случай навевает грусть. Когда «последние из могикан» оставят этот мир, кто придет им на смену? Вопрос, который стал еще острее после смерти .
Два новых спектакля его осиротевшей «Мастерской» — лучшее доказательство необходимости существования репертуарного театра, которому все пророчат скорую гибель. О какой гибели может идти речь, если на якобы старомодные постановки (спектакль «Русский человек на rendes-vouz» по Тургеневу и «Театральный роман» по Булгакову невозможно достать лишний билет?
Стоит отметить еще раз спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Таланты и поклонники». Это мужественное высказывание о любви к театру, в котором есть не только ответ на все вопросы о смерти, но и призыв к борьбе. Всем неравнодушным к вечным ценностям в искусстве посвящается.
В театр уже пришла техническая революция. Однако в новом сезоне обещают совсем громкие новации. Говорят, что зритель теперь сможет проходить в зал по электронным билетам (которые будут отражаться в мобильниках) и получать возможность пользоваться акциями и скидками по «карте зрителя». Держателям карт обещают также бесплатную парковку, бинокли, возможность взять интервью у любимого артиста и заказать такси от театра.
Решается вопрос с технической адаптацией русских спектаклей для иностранного зрителя. Сцены одних театров оборудуют «бегущей строкой» (прямо сейчас идет обучение техперсонала). Другие оснастят специальными «планшетами», на которых можно будет читать диалоги, произносимые артистами. В третьих запустят синхронный перевод через наушники.
Кроме того, в марте Департамент культуры объявил конкурс на ребрендинг московских театров. Первыми изменят фирменный стиль Театр Пушкина и Театр Маяковского. Как говорится, ждем.