Прошедший сезон выявил новые тенденции развития русского театра. Театральный ландшафт никогда не будет прежним, и VashDosug.ru рассказывает почему.

Тенденция 1. Попытки возродить театры путем радикальной смены руководства

Первой ласточкой в деле смены власти в московских театрах стало назначение на должность художественного руководителя Театра Маяковского. За свой первый сезон один из лучших режиссеров нового поколения сумел вернуть театру зрителя. Ну а критики оценили проект «Новый Маяковский», в рамках которого молодым режиссерам было предложено ставить спектакли на малой сцене театра («Маяковский идет за сахаром», «Любовь людей»). И, разумеется, две большие премьеры — «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса и «На чемоданах» Александра Коручекова. Первый спектакль многие критики называют лучшим в прошедшем сезоне.

Еще одним важным событием в театральном мире можно считать приход в Центр Мейерхольда. Под его началом (Рыжаков стал худруком ЦИМа) также возникли новые проекты: «Театральный альманах» (в рамках которого идут так называемые короткометражные спектакли молодых режиссеров) и «Школа театрального лидера» (хочется верить, что эта «кузница кадров сумеет вырастить высококлассных специалистов — завлитов, директоров театров и пр.).

Таганка, руководимая теперь , из кризиса не вышла. Но шаги вперед очевидны — в минувшем сезоне театр выпустил все запланированные премьеры, в том числе спектакль Кшиштофа Занусси «Король умирает».

В Театр Ермоловой пришел. Следствием стала радикальная смена репертуара. Судя по всему, в новом сезоне старые спектакли идти не будут, а вот новые обещаны любопытные. Среди грядущих премьер заявлены «Снегурочка» по Островскому и «Портрет Дориана Грея» по Уайльду. Но главная интрига грядущего сезона — «Язычники» по пьесе Анны Яблонской (в качестве приглашенной звезды будет Валентин Гафт).

станет худруком «Практики» вместо . Автор «Эйфории» и «Кислорода», как известно, живет на две страны (жена Ивана — польская актриса Каролина Грушка), и он уже обещает ввести в репертуар «Практики» спектакли польских режиссеров. Ни одну из ныне идущих постановок Иван закрывать не собирается. Как не собирается и создавать штатную труппу.

Наконец, главный скандал — назначение на пост худрука Театра имени Гоголя Контракт с ним подписан на три года, несмотря на протесты труппы, уверенной, что Серебренников «вколачивает гвозди в гроб репертуарного театра». Режиссер, ставивший для Большого и МХТ им. Чехова, ответил на обвинения достойно. Те, кто захочет с ним работать — будут, кто не захочет — никто не неволит. И он действительно собирается переформатировать театр — сделать его открытой площадкой для самых смелых экспериментов.


Тенденция 2. Открытие новых экспериментальных площадок

Кстати, об экспериментах. Как грибы после дождя появляются новые театральные площадки. Отныне на территории «Винзавода» (проект Серебренникова «Платформа») идут постановки-гибриды, которые включают в себя элементы театра, танца, музыки, арт-медиа и пр. Особенно стоит отметить синтетический спектакль (опера для драматических артистов) самого Серебренникова — «Охота на Снарка» и оперу Сергея Невского об аутистах AUTland в постановке Евгении Беркович.

В знаменитой большой аудитории Политехнического музея открылся новый «Политеатр». Эдуард Бояков, ставший арт-директором новой площадки, четко дал понять, чего хочет: «Мы хотим построить театр нового поколения и в технологическом, и в социальном, и в творческом смыслах». Следом возник частный Театр вкуса — творческая лаборатория, все спектакли которой напоминают гастрономические перформансы. Набирают популярность Театр.doc и Центр драматургии Казанцева и Рощина. Главная удача сезона — первый спектакль проекта «Кумиры. Новый формат» «Путешествие Алисы в Швейцарию». В нем согласились играть знаменитые актрисы Ольга Яковлева и Елена Морозова. Их попытка освоить новую драматургию дорогого стоит.

Наконец, совершенно очевиден повышенный интерес к фестивалям с «европейским акцентом», в рамках которых в Москве показываются лучшие зарубежные постановки: фестивалям NET, «Другой театр» и пр.


Тенденция 3. Привлечение к работе новых режиссеров

Смело и неожиданно ведут себя многие репертуарные театры. И их риск оправдывается в 9 из 10 случаев. Так, «Современник» выпустил самую настоящий панк-оргию под названием «Анархия». Галина Волчек доверилась рок-ветерану Гарику Сукачеву и даже разрешила мат на сцене. В итоге в театр волной хлынул новый зритель. Еще одна ее удача — сотрудничество с режиссером Евгением Арье, который поставил на сцене «Современника» сначала замечательных «Врагов» с Чулпан Хаматовой и Сергеем Юшкевичем, а затем — американскую пьесу о военных фоторепортерах «Скрытая перспектива». Острая тема всколыхнула не только критиков, но и общественность. Судя по всему, такой же ажиотаж вызовет и первая премьера грядущего сезона — спектакль молодого режиссера Кирилла Вытоптова. Он поставит пьесу Всеволода Бенигсена «ГенАцид». Споры о том, что есть национальная идея, гарантированы.

Театр Наций в самом начале сезона выпустил спектакль «Шоша» по роману Исаака Башевиса Зингера. Постановка оказалась удачной, имя режиссера, молодого «кудряша» Туфана Имамутдинова, стало знаменитым.


Тенденция 4. Формирование остросоциального театра

Поднимает голову давно забытый жанр остросоциального театра и и даже политической сатиры. В Театре Наций состоялась премьера Circo Ambulante Андрея Могучего. Спектакль получился запутанным и не очень внятным: многочисленные аллегории и намеки на современную власть утонули в художественных фантазиях постановщика, но главный посыл ясен. Его озвучила Лия Ахеджакова, вложившая в уста своей героини гневную проповедь о бездействии граждан и тирании властей.

Гораздо дальше пошел Театр.Doc с постановкой Варвары Фаер «Берлуспутин» — откровенным глумлением над властью, которое не всем пришлось по душе, но всеми было отмечено как событие сезона.

Целых три новых спектакля выпустил режиссер . Его «Лир» («Приют комедианта»), «Событие» (МХТ им. Чехова), «Год, когда я не родился» (Театр Табакова ) — небезынтересные попытки переосмыслить прошлое страны. На прицел был взят и Сталин, и «победоносная война против фашизма», и «легенды и мифы о русской интеллигенции», и «брежневизация», и «путинизация». И снова вывод — во всех ужасах прошлого, настоящего и будущего виноваты мы сами — те, кто бездействует и молчит.

О том же, но по-другому говорит и неожиданный спектакль «Горки 10» (Школа драматического искусства). В своей фирменной абсурдистской манере режиссер попытался доказать трагическую предопределенность судьбы нашей страны и мира вообще.


Тенденция 5. Появление спектаклей, дающих репертуарному театру шанс на выживание

Самой значимой постановкой в этом ряду можно считать «Пристань» (Театр Вахтангова). В спектакле, сделанном к юбилею, сыграли старейшие артисты, которым давно не давали новых ролей: Вячеслав Шалевич, Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Людмила Максакова, Юлия Борисова. Мэтри сами выбрали отрывки из классики, в которых хотели сыграть, и результат получился ошеломляющим. Но вместе с радостью этот случай навевает грусть. Когда «последние из могикан» оставят этот мир, кто придет им на смену? Вопрос, который стал еще острее после смерти .

Два новых спектакля его осиротевшей «Мастерской» — лучшее доказательство необходимости существования репертуарного театра, которому все пророчат скорую гибель. О какой гибели может идти речь, если на якобы старомодные постановки (спектакль «Русский человек на rendes-vouz» по Тургеневу и «Театральный роман» по Булгакову невозможно достать лишний билет?

Стоит отметить еще раз спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Таланты и поклонники». Это мужественное высказывание о любви к театру, в котором есть не только ответ на все вопросы о смерти, но и призыв к борьбе. Всем неравнодушным к вечным ценностям в искусстве посвящается.


Тенденция 6. Освоение новых технологий

В театр уже пришла техническая революция. Однако в новом сезоне обещают совсем громкие новации. Говорят, что зритель теперь сможет проходить в зал по электронным билетам (которые будут отражаться в мобильниках) и получать возможность пользоваться акциями и скидками по «карте зрителя». Держателям карт обещают также бесплатную парковку, бинокли, возможность взять интервью у любимого артиста и заказать такси от театра.

Решается вопрос с технической адаптацией русских спектаклей для иностранного зрителя. Сцены одних театров оборудуют «бегущей строкой» (прямо сейчас идет обучение техперсонала). Другие оснастят специальными «планшетами», на которых можно будет читать диалоги, произносимые артистами. В третьих запустят синхронный перевод через наушники.

Кроме того, в марте Департамент культуры объявил конкурс на ребрендинг московских театров. Первыми изменят фирменный стиль Театр Пушкина и Театр Маяковского. Как говорится, ждем.