Спектакль «Дюймовочка» – вновь в репертуарной афише Ярославского театра кукол.

Очередная премьера в Кукольном театре – не новый спектакль, а возобновление постановки 2000 года. Режиссер Николай Боровков и художник-постановщик Нэлли Полякова, оба заслуженные деятели искусств России, оба лауреаты премии «Золотой софит», восстановили собственную версию сказки «Дюймовочка» один в один – даже костюмы и декорации здесь прежние. Только состав актеров новый.

Не изменилась и драматургия – в основе спектакля пьеса Николая Шувалова, созданная по мотивам сказки Андерсена. В своей версии питерский драматург придумал двух рассказчиков – Ивиди-Авиди (в разных составах в роли заняты Екатерина Соколова и Ольга Тимошина) и Клумпе-Думпе (Александр Кузнецов). Эти два героя разыгрывают сказку как актеры, перевоплощаясь во всех персонажей «Дюймовочки» по очереди, и одновременно играют в нее как дети – дурачась, отвлекаясь от сюжета, комментируя происходящие события. А зрители параллельно следят за развитием отношений между самими Клумпе-Думпе и Ивиди-Авиди, которых связывает своеобразная дружба-влюбленность.

Весь спектакль артисты общаются с залом. То, например, посоветуют говорить ночью шепотом, чтобы сны не разбежались. То спросят, а видно ли в дальних рядах крошечную героиню сказки, и, используя магический кристалл, увеличат ее в размерах. И почти с ходу Клумпе-Думпе заявляет: «Дюймовочка» – настолько известная сказка, что все знают ее наизусть. Ну и что с того? Любимыми бывают только знакомые сказки, утверждает Ивиди-Авиди и не желает слушать ни страшилок про троллей, ни истории про каких-то малоприятных ей улиток.

Иногда диалог с маленькими зрителями превращается в заигрывание, что не украшает спектакль. Как не украшают его и периодически звучащие плоские шутки, наподобие предложения Клумпе-Думпе рассказать «смешную сказку» про своего дедушку, который переломал себе ноги и шею, но все-таки женился на принцессе…

В целом же постановка вызывает воспоминания о традициях старого доброго театра для детей, каким он был лет двадцать назад. Как будто из тех давних лет все эти фонари, загорающиеся на сцене волшебным светом, элегантные костюмы и особенно изысканные шляпы, и всяческие крибле-крабле-бумс. Такое возвращение эстетики прошлого по-своему даже любопытно, как может быть любопытна какая-нибудь антикварная шкатулка. Но современного зрителя прежними приемами удивить сложно. А нам, будь мы детьми или взрослыми, хочется удивляться, хочется чего-то неожиданного и особенного каждый раз при встрече с театром.