Одним из самых любимых спектаклей Ярославского театра кукол у детей и взрослых остается «Бармалей». В этом году отмечается 135-летие автора сказки – К.И. Чуковского.

Говорят, в Петербурге есть Бармалеева улица. И что однажды, гуляя по ней вместе с художником Добужинским, детский писатель Корней Иванович Чуковский принялся строить догадки, а что же это за Бармалей такой, в честь которого назвали целую улицу? Чуковский предположил, что это какой-нибудь вельможа или, скажем, придворный лекарь. Но Добужинскому эта версия показалась скучной – он сразу решил, что Бармалей был страшным разбойником, тут же нарисовал этого свирепого злодея на листочке и предложил Чуковскому сочинить о нем сказку…

В нынешнем, 91-м сезоне Ярославский кукольный театр приглашает вновь увидеть Бармалея воочию: под шаманские бубны, звуки фокстрота и испуганные визги малышей. Инсценировка и постановка заслуженного деятеля искусств РФ Николая Боровкова. Художник спектакля – лауреат Национальной премии «Золотая маска» и театральной премии «Золотой софит» Алевтина Торик. Композитор – Сергей Ушаков

...Начинается все с декораций. Перед зрителями развернута просторная комната тех самых лет, когда «Бармалей» был впервые опубликован издательством «Радуга» – в середине 1920-х. На кружевной салфетке вздрагивает патефон, из которого еле слышны обрывистые звуки то ли фокстрота, то ли чарльстона того времени... В сторонке висит громоздкий дисковый телефон – именно по такому вот уже почти добрую сотню лет звонит от какого-то неведомого верблюда загадочный слон и, как ни в чем не бывало, развязно требует шоколаду... В центре комнаты – складная полосатая ширма, на ней силуэты девочки в белой панаме и мальчишки в матроске: ба! да ведь это же те самые Ванечка с Танечкой! А наверху беспокойно, как будто уже предчувствуя конец всеобщего спокойствия, раскачивается рыжий абажур с бахромой...

«А в Африке, а в Африке, ужасный Бармалей, он бегает по Африке и кушает детей...» Почему детей, почему именно Африка? Веселая, дивная, яркая и шумная страна! Средоточие всех диковин и невидалей, всех чудес на свете! В спектакле Африка  является к нам сама и внезапно, как и положено волшебной стране. Полосатая ширма сама собою вдруг превращается в дверь, в которую и не хочешь, да войдешь; строгие колонны – в роскошные банановые пальмы, абажур – в яркое солнце! Все в этой невероятно живой постановке продумано идеально: цветовые сочетания костюмов героев и декораций, смена музыки, ритмическое чередование сцен... 

«Африка ужасна, Африка опасна…» А вот в спектакле она вдруг оказывается... ужасно хрупкой. Дети безалаберно носятся по ней вдоль и поперек, срывают финики, играют в чехарду, грозят кирпичом акуле Каракуле, беспардонно щекочут бегемотово брюхо и, совсем уж расшалившись, ломают пополам огромного доверчивого носорога! Оказывается, Африка, казавшаяся такой таинственной и дикой, невероятно беззащитная и нежная.... Милый тряпочный носорог вдруг ломается, картонная акула, в страхе вращая глазами, уплывает, а нежно-розовый бегемот с добрыми глазами смертельно обижается на щекотку. Но расшалившимся детям все нипочем!

Тут-то в повествование и вступает самый загадочный герой – не то сам Бармалей, а не то  родная бабушка Танечки и Ванечки... И начинается настоящая игра, когда нельзя отвлечься ни на минуту! Сказку ведь можно не только читать или смотреть – в нее можно всерьез поиграть. Думаю, сам Корней Иванович поиграл бы в эту постановку Ярославского театра кукол с большим удовольствием.