На открытии в КЗЦ «Миллениум» выставки Арсения Власова, приуроченной к 75-летию снятия блокады Ленинграда, свою историю спасения рассказала бабушка художника.

Александра Николаевна Власова родилась в 1937 году в Ленинграде. Ее отец в сентябре 1941-го ушел в ополчение, через четыре месяца пришла похоронка. Мама, которая из-за голода и так была слаба, получив известие, слегла. От голода не могла ходить и Александра. Мама, решив, что дочка не выживет, лежа шила для нее юбку и кружевную кофточку – чтоб девочку похоронили в новой чистой одежде. Когда в 1942 году матери не стало, Сашу и ее старших сестер Анну и Клаву отправили в детский дом. А спустя несколько месяцев эвакуировали в Ярославскую область.

Александру вывозили из Ленинграда в полубессознательном состоянии. По дороге многие дети умирали – их тела складывали на верхние полки в поезде. В какой-то момент решили, что умерла и Саша, и положили на полку к мертвым. Но она очнулась, застонала – и так спаслась.

Конечно, для Арсения Власова, внука Александры Николаевны, тема блокады очень личная. Трагическую историю художник отразил в серии картин, которые до конца февраля можно увидеть в фойе второго этажа КЗЦ «Миллениум». На открытии выставки, которую приурочили к 75-летию снятия блокады, была и Александра Николаевна. Ее портрет в молодые годы в экспозиции тоже представлен.

А. Власов. Портрет Александры Власовой (2019 г.)

Родившийся в Ярославле и живущий сегодня в Москве Арсений Власов – довольно успешный художник. Его персональные выставки устраивались в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Берлине, Токио. В Москве работы автора часто и охотно выставляют в Центре современного искусства «Винзавод», а также в Московском музее современного искусства.

Для проекта «Блокада» Арсений создал 20 черно-белых произведений, выполненных в манере импрессионизма: «Такое направление я выбрал, чтобы передать ощущение уходящей всё дальше от нас истории, которая исчезает как дымка, как туман. Образы, персонажи растворяются в памяти, и память стирается», – говорит автор.

До сих пор художники ищут тот язык, который мог бы отразить ужас блокады, описать этот ад. Уходят то в натурализм, то в патетику. По-настоящему пронзительные выставки, посвященные блокаде, крайне редки. Экспозиции в КЗЦ «Миллениум» очень недостает сопровождения, своего рода голоса истории. То, о чем на открытии проекта рассказывала Александра Николаевна Власова, было бы лучшим таким сопровождением – в печатном варианте или формате видео.

Без ее рассказа, например, непонятно, почему здесь помещен портрет Екатерины Федоровны. Это воспитатель детского дома, которую Александра называла своей второй мамой. Когда Сашу привезли в детский дом под Переславлем, она не могла есть, ее рвало от обычной пищи, не могла ходить. И воспитатель детдома Екатерина Федоровна попросила одну из деревенских семей взять Сашу на время к себе. У этих людей девочка жила целый год. Ее учили есть. Лечили от пролежней. А чтоб она снова стала улыбаться, дети устраивали для нее домашние концерты…

Или вот изображение трех девочек – «Сёстры». Их спаслось и выжило трое. Но в семье была четвертая – Тамара. В начале войны ей был всего год, и когда сирот отправляли в детский дом еще в Ленинграде, маленькую Тамару увезли в дом малютки. Видимо, она в нем и осталась. После войны Тамару пытались разыскать. Безрезультатно. Но Александра Николаевна до сих пор надеется, что ее младшая сестра тогда тоже выжила.