Произведения одной из самых одаренных художниц ХХ века из коллекции Русского музея представлены в Ярославле.

Есть имена в истории искусства, которые обладают особым магнетизмом. Что бы ни происходило внутри и во вне, привычное течение жизни для тебя останавливается, когда ты сталкиваешься с таким художником. Из их числа – волшебная Зинаида Серебрякова… Создававшая потрясающие по красоте картины и абсолютно лишенная салонности, пережившая эмиграцию, нищету, множество разлук и потерь и при этом подарившая зрителю улыбку во весь рот – как отозвался о ней Александр Бенуа…
Жизнь Зинаиды Серебряковой, продолжавшей блестящую династию Бенуа-Лансере – из семьи которых вышли талантливые архитекторы, живописцы, графики, театральные художники, критики, педагоги – органично и естественно оказалась связана с искусством. А выбранное ею неоклассическое направление гармонично вписалось в эпоху, название которой невероятно созвучно фамилии художницы… Серебряный век – с его чрезмерной наполненностью музыкой, танцем, театром, живописью, архитектурными проектами, бесконечными поисками нового и с этим запредельным эстетством – лучшее время для художника.
Серебрякова, получившая образование в частных студиях Петербурга и Парижа, ориентировалась на классическую линию в живописи и с осторожностью относилась к экспериментам. На протяжении всех лет ее работы всегда будет отличать ясность художественного языка, любовь к простым сюжетам, гармония и чистота цвета.

Творческая и личная судьба художницы начиналась необычайно светлой полосой – любимая и любящая жена, мать обожаемых ею четырех детей, талантливая художница, почти сразу обратившая на себя внимание. Широкую известность Серебряковой принес автопортрет перед зеркалом («За туалетом») 1909 года – в нем сконцентрировалось всё это счастье, любовь, творчество и радость жизни. Картину, кстати, сразу же купила Третьяковская галерея…
Произведения начинающего автора постоянно отбираются для крупных выставок, высоко оцениваются художественными критиками и коллегами, Серебрякова становится участницей общества «Мир искусства», получает предложения о работе над серьезными заказами. Из больших проектов, к примеру, роспись Казанского вокзала в Москве, над которым в числе других художников пригласили работать и Зинаиду Серебрякову. Она взялась за тему Востока, собираясь аллегорически представать Индию, Японию, Турцию и Сиам в виде изысканных красавиц…

Ужасно жаль, что этот замысел так и не был реализован. Жизнь, полную гармонии, творчества и воплощенных планов, отменил Октябрьский переворот.
В 1919 году умирает от тифа муж художницы. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Не может при этом совсем ничего не писать и переходит преимущественно на уголь и карандаш из-за отсутствия масляных красок. В эти годы она создает одно из самых щемящих произведений – «Карточный домик», где изображает всех своих детей.

Осенью 1924 года, получив заказ на большое декоративное панно, Серебрякова едет в Париж. Предполагалось, что на время – оказалось навсегда. Жизнь в чужой стране складывалась трудно: бедность, разлука с матерью и детьми (только двоим из них через некоторое время удалось перебраться в Париж – сыну Александру и дочери Екатерине), невысокая востребованность в художественной среде, где уже вовсю набирал обороты авангард… И в то же время творческие поездки по Франции, в Англию, Италию и Марокко – и новые прекрасные работы в итоге. Одной из первых ей удалось отразить экзотический мир Африки и сделать множество портретов жителей Марокко, что расценивалось тогда как чудо, ведь в мусульманской культуре запрещено изображать людей, а соответственно – и позировать.
Ей так и не удастся больше повидаться с матерью, та умрет от голода в 1933 году. Зато в хрущевскую оттепель в Париж приедет погостить дочь Татьяна. А в 1966 году сразу в трех городах Союза – в Москве, Ленинграде и Киеве пройдут большие выставки работ Серебряковой. Она станет популярной на родине, будут изданы ее альбомы, и имя художницы наконец вернется в историю русского искусства. Сама же Зинаида Серебрякова до конца дней останется жить в Париже, где умрет в 1967 году в возрасте 82 лет.
…Все жанры и основные темы работ Зинаиды Серебряковой отразила новая выставка, открывшаяся в начале сентября в Ярославском художественном музее. В экспозиции представлена живопись и графика из коллекции Государственного Русского музея. Всего 34 произведения. В них – российский до- и сразу послереволюционный периоды творчества, последовавший за этим почти 40-летний эмигрантский этап – вся жизнь и судьба художницы, обладавшей удивительным даром находить гармонию в любом мгновении.