Пятый фестиваль современного искусства АRT NON-STOP. Выставка вторая.

В Художественном музее продолжается пятый фестиваль АRT NON-STOP, главная задача которого – представлять современное искусство. В этом году в проекте участвует семья московских художников – Ольга Булгакова, Александр Ситников и их дочь Наталья Ситникова. Персональные выставки авторов проходят одна за другой, каждая длится около недели.

Вторым свои работы на фестивале представил живописец, академик Российской академии художеств Александр Ситников. Его имя стало известно в 1970-е годы, когда Ситников в числе нескольких других художников откололся от генеральной линии того времени – соцреализма и стал писать по-своему, свободно, ярко, индивидуально. В 1980-е он покорил западных искусствоведов, в частности, в 1982 году получил гран-при 5-й триеннале современного искусства в Дели (Индия), а в 1984 году – 1-ю премию на 7-й биеннале современного искусства в Кошице (Чехословакия). Сегодня произведениями Александра Ситникова охотно пополняют свои коллекции не только российские, но и зарубежные музеи. Кураторы проекта АRT NON- STOP уверенно говорят, что имя этого художника войдет в учебники по искусству ХХ века.

Хотя организаторы фестиваля отмечают, что проект не ставит целью сравнивать творческую манеру каждого из участников, невозможно не отметить общность в восприятии и отражении действительности в картинах Александра Ситникова и его жены Ольги Булгаковой, выставка которой открывала марафон АRT NON- STOP. То же состояние неуютности и негармоничности мира, то же ощущение тревоги и агрессии, столь же фантасмагоричные образы. При этом у Александра Ситникова рассудочный, аналитический взгляд, конечно же, превалирует над эмоциями, а в работах можно увидеть немало по-мужски суровых атрибутов – в картины и коллажи он включает самые настоящие ножи, столярные инструменты, даже автомат…

Почти любая из картин Ситникова, как отмечают искусствоведы, – это собственное мифопостроение. Основой может служить и непосредственно мифологический сюжет, и библейская притча, и реальное историческое событие. И здесь перемешиваются рациональное и иррациональное, абстрактное и конкретное, реальные предметы и едва уловимые знаки. Интерпретации художника довольно сложны, идеи требуют разгадывания, даже расшифровывания. И почти всегда без глубокого знания культурного или исторического контекста произведения не прочитываются. К примеру, работа «Сусуман» представляется набором не связанных между собой вещей – пила, флейта, молоток, зарешеченный проем окна… Но если знать, что Сусуман – город и название лагеря в Магаданской области, где сотнями гибли заключенные, в том числе талантливые люди, – картина наполняется вполне ясными смыслами.

Одно из произведений Александра Ситникова, включенное в экспозицию, называется «Идентификация. Автопортрет». По сути же, любая из представленных работ – и идентификация, и автопортрет художника. Как это всегда бывает у любого одаренного автора.


Выставка Александра Ситникова продлится до 18 февраля.
Вход свободный.