Юбилейная выставка мастерской «Ярославская майолика» открылась в Выставочном зале Союза художников.

Свое 25-летие «Мастерская майолики Павловой и Шепелёва», сегодня больше известная под брендом «Ярославская майолика», отметила не отчетом о творческом пути, а выставкой, на которой представлены работы последнего времени. Все эти годы создатели мастерской Наталья Павлова и Евгений Шепелёв не очень заботились о формировании коллекции – все работы разлетались по ярмаркам и выставкам. Историю мастерской теперь можно проследить в основном по фотоснимкам.

Сегодня «Ярославская майолика» – масштабная компания, известная в России и за рубежом. Здесь почти сто работников, есть своя школа майолики. Произведения, созданные мастерами компании, регулярно становятся победителями художественных и коммерческих выставок, включая международные. Эксперты отмечают, что «Ярославская майолика» – едва ли не единственное предприятие, работающее сегодня в такой сложной технологии расписной керамики…

Искусство майолики, известное еще Древнему Востоку, остается притягательным несколько тысячелетий. Оно существовало уже в Древнем Египте и Вавилоне, и через страны Азии проникло в средневековую Европу. Техника получила распространение в первую очередь в Италии XIV века, куда попала из мавританской Испании через остров Майорку (Мальорку), от названия которого и произошло слово «майолика».

Майолика не такой древний по истории материал как, например, терракота или гончарная глина, но более «вечный», а потому часто используемый в архитектуре, скульптуре, декорировании фасадов и интерьеров. Восточные майоликовые изделия славились своим покрытием на основе металлизированных глазурей. Итальянские художники заменили иранские глазури на белую непрозрачную эмаль.

В России майолику как материал в классическом (итальянском) виде, то есть как изделия из цветной обожженной глины, покрытые непрозрачной белой эмалью, стали использовать в XVIII веке. И до конца XIX века ее называли «фаянсом русской работы». Наиболее известными центрами производства майолики были московский завод Афанасия Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника.

Один из пиков интереса к майолике в России пришелся на Серебряный век, что было связано с деятельностью знаменитого кружка Мамонтова в Абрамцево. Майоликой занимались известные русские живописцы – М.А. Врубель, В.М. Васнецов, А.Я. Головин… Увлекались этой техникой и западные модернисты, в частности Ф. Леже и П. Пикассо, М.К. Эшер.

Долгое время казалось, что произведения гжельских керамистов – последнее слово в искусстве майолики, ничего нового, самобытного в этой технике придумать уже не удастся. Но ярославские мастера смогли доказать обратное. Основанная в 1992 году мастерская Павловой и Шепелёва создает настоящие произведения искусства из керамики. Все изделия – от елочных украшений до фундаментальных настенных барельефов – это полностью ручная работа.

Представленные в экспозиции Выставочного зала Союза художников посуда и предметы быта, декоративные статуэтки и многофигурные композиции, настенные панно и изразцы, созданные в мастерской «Ярославская майолика», наполнены каким-то итальянским изяществом и по-восточному яркими красками. Насмотреться – невозможно. Уйти с этой выставки – тем более.