Ретроспективная выставка скульптора Сергея Мильченко представлена в Музее современного искусства.

Имя этого автора не из тех, что на слуху. На вернисаже в Музее современного искусства многие отметили, что впервые узнали о скульпторе, а его работы стали для большинства настоящим открытием.

Отдельные произведения и скульптурные композиции на религиозные сюжеты, сюрреалистические портреты, оммажи художникам Возрождения или же Магритту с Дали, образы античной мифологии, исторические деятели и персонажи из нашей повседневной жизни… Разнообразие представленных работ удивляет – кажется, они созданы не одним, а несколькими художниками. Причем, несмотря на название экспозиции – «Метафорический реализм Сергея Мильченко», – в залах музея можно встретить произведения, выполненные и в академической манере, и в стилистике авангардистов.

Выставочное пространство открывается библейскими сюжетами. Мильченко предлагает авторскую интерпретацию вечных тем и образов, не всегда совпадающую с каноническим толкованием. Его блудный сын – не нищий отщепенец, а человек с вполне сложившейся судьбой (судя по внешнему виду), который слишком поздно вернулся в родной дом и не успел проститься с отцом. А один из ангелов-хранителей у скульптора неожиданно заперт в клетке: то ли для того, чтоб  всегда был под рукой (в духе современного потребительского отношения к религии), то ли, наоборот, для того чтоб не вмешивался в земные, не всегда красивые дела.

Любопытный проект «XII» в экспозиции представлен фотоснимками, поскольку выставить все скульптуры в небольшом пространстве музея невозможно технически. Здесь не двенадцать апостолов – а люди, самые обычные, каких мы встречаем ежедневно. Они буднично проходят мимо Христа. Метафора более чем очевидна: нашел ли бы Иисус хоть одного ученика, приди он сегодня на землю?..

Библейскую тему сменяет историческая, где образы царей сплошь возвышенны, реальные герои прошлых времен – всегда многозначительны, а все вместе – очень понятны, однозначны и поэтому немного скучны. Гораздо интереснее на их фоне интерпретация мифологических образов и сюжетов – здесь то сам художник в образе Нарцисса («А кому из нас не свойственно самолюбование?» – иронично комментирует работу автор), то пронзенный столярными щипцами торс Афродиты…

Любимые материалы Мильченко – камень, дерево, стекло и металл – особенно эффектны в сюрреалистических произведениях. Самый яркий цикл в жанре сюр – портреты, выполненные по рисункам Анатолия Брусиловского. Воплотить в скульптуре нарисованных им весьма фактурных персонажей Брусиловский предложил Сергею Мильченко несколько лет назад. Сам проект еще не завершен, последние из созданных работ можно увидеть непосредственно на выставке в Музее современного искусства.

Большинство произведений Сергея Мильченко – академические ли, современные ли, сверхсовременные – довольно повествовательны. Не случайно многие сравнивают их с философскими трактатами, притчами, другими литературными жанрами. Нередко тот или иной сюжет не считывается сам по себе, пока не прочтешь название работы. Но в лучших произведениях художника этого как раз не требуется – образ настолько проникновенный, что слов не нужно.

…Сергей Мильченко родился в 1962 году в Московской области. Окончил Харьковский художественно-промышленный институт. Работает в станковой и монументальной пластике. Среди наиболее значимых произведений: «Распятие» для церкви села Троицкое Московской области, рельефы для памятника Александру Суворову в Екатерининском парке Москвы, царские и диаконские врата крестильного храма «Во имя всех новомучеников российских» в Петровском парке Москвы, памятник Андрею Первозванному в Харькове, мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 годов в Симферополе и другие. Сергеем Мильченко созданы произведения и для нескольких храмов в Великобритании: композиция «Спас полуночный» для Вознесенской церкви в Вудчестере, выносной крест для кафедрального собора Ланкастера, епископский посох и наперстный крест для кафедрального собора в Витби, скульптурный Деисус и выносной крест для монастыря Пресвятой Богородицы в Волсингхаме и другие.


Выставка Сергея Мильченко в Музее современного искусства открыта до начала апреля.