Ярославский художественный музей получил в дар произведение фламандского живописца середины XVII века.
Подарок к 98-летию музея – картину Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами» – преподнес фонд «Возрождение традиций». Этот благотворительный фонд основан по личной инициативе виолончелиста, дирижера, педагога и предпринимателя Сергея Ролдугина. Деятельность фонда среди прочего включает пополнение и сохранение коллекций российских музеев, преимущественно региональных.
Подобная традиция, когда благотворительные фонды дарят музеям новые произведения (в том числе специально покупая для этой цели уникальные вещи), давно существует в европейских странах. У нас подобное появилось недавно, и пока меценаты чаще всего одаривают топовые музеи – Эрмитаж, Третьяковку, Пушкинский… Только в последнее время практика распространилась на провинциальные учреждения.
Ярославский художественный в этом году вошел в число десяти российских музеев, чьи коллекции решил пополнить фонд «Возрождение традиций». Выбранный в качестве подарка натюрморт Йориса ван Сона – довольно знаковое произведение для Ярославля. Картина написана в 1659 году – это золотой век фламандской живописи. В это же время переживали свой золотой век ярославское зодчество и иконопись. Работа фламандского мастера неизбежно вызывает желание сопоставить наш и европейский XVII век.
Йорис ван Сон – один из крупнейших мастеров натюрмортного жанра эпохи фламандского барокко. Современники говорили, что особого совершенства он достиг в изображении фруктов и цветов. Любимой темой художника в банкетных натюрмортах были яркие вареные омары среди плодов, цветов или фарфоровой посуды. До наших дней сохранилось около 70 работ ван Сона. Многие произведения хранятся в музеях Брюсселя, Кембриджа, Дюссельдорфа, Мадрида, Стокгольма, Тура, Санкт-Петербурга и других городов.
«Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами» ван Сона, который будет представлен в постоянной экспозиции Музея зарубежного искусства, – образец фламандской живописи, принадлежащий к категории «роскошных натюрмортов». Богато, изящно, шикарно – таковы основные характеристики этого жанра. Среди изображенных предметов обязательно будут серебряная или золоченая посуда, китайский фарфор, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары, устрицы и прочие дорогие и изысканные яства.
Рассматривая изображенное художником великолепие, важно учитывать, что голландский натюрморт – это еще и своеобразная интеллектуальная игра, ребус, которой зрителю предлагалось разгадать. Правда, то, что с легкостью считывали современники, сегодня понятно не всем. Серебряная посуда, например, символизировала земные богатства, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворял предательство или двуличие, считавшиеся афродизиаками карп и устрицы несли эротический подтекст. Но те же устрицы в раскрытых раковинах могли обозначать и прямо противоположное – человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь. Каждое изображение трактовалось в зависимости от контекста и общего послания картины. Любопытно, что чаще всего символика натюрморта прочитывалась «от обратного»: роскошный вид служил напоминанием о краткости жизни и бренности всего земного и о том, что не следует забывать о Страшном Суде, на котором каждый рано или поздно предстанет…
В XVII веке подобные натюрморты создавались по заказу весьма обеспеченных особ. Произведение Йориса ван Сона украшало какой-нибудь величественный особняк или составляло чью-то роскошную коллекцию. А теперь каждый может его увидеть в ярославском музее…