Работы Николая Рериха из собрания Государственного Русского музея представлены в Ярославле.

Для кого-то он в первую очередь философ-мистик и основатель одного из эзотерических учений. Для других – исследователь и этнограф, путешественник и общественный деятель, инициатор международных культурных проектов, самый известный из которых «Пакт Рериха» (международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью). Его творчество часто рассматривается как некое приложение ко всему вышеперечисленному. А ведь он написал около семи тысяч картин(!), не считая рисунков и набросков… Новая экспозиция Ярославского художественного музея дает представление о Николае Рерихе прежде всего как о живописце.

С открытия этой выставки начал свою работу Культурно-выставочный центр Русского музея в Ярославле. Центр, разместившийся в главном здании Художественного музея, включает виртуальный филиал Русского музея (что позволит посетителям познакомиться с коллекцией санкт-петербургского хранилища), а также площадку для творческого развития детей. Но главная цель нового проекта – организация выставок из собрания Русского музея.

В частности, благодаря сложившемуся сотрудничеству в Ярославле впервые в таком масштабе представлено творчество Николая Рериха – от дореволюционного периода до работ последних лет. В трех залах Художественного музея можно увидеть величественные пейзажи русских городов и цикл, созданный в Гималаях, эскизы декораций к спектаклям и операм и картины на сюжеты древних легенд и мифов… Невероятная цветовая гамма его произведений порой кажется неправдоподобной. Но путешественники, своими глазами видевшие Тибет, и космонавты, посмотревшие на землю с орбиты, утверждают, что краски на полотнах Рериха отражают подлинную картину мира.

Произведения сопровождаются подробными текстами на этикетках. Здесь не только информация об истории создания работы, но и высказывания самого художника. Об удачной картине он, например, мог сделать такую запись в дневнике: «Ладья в предутреннем тумане удалась. Есть тишина, и дальние горы светятся».

…Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге. Хотя с детских лет его привлекали живопись, археология, история и культура, по настоянию отца он окончил юридический факультет Петербургского университета. Что не помешало ему учиться также и в Императорской Академии художеств, в классе А.И. Куинджи. В студенческие годы он вступил и в Русское археологическое общество. Рерих участвовал в многочисленных раскопках в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. Ему принадлежит несколько открытий и находок. Он много путешествовал по историческим местам России, в том числе вместе с женой Еленой. Посетил более 40 древних городов. Как художник, Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. С 1906 года постоянно участвовал в зарубежных выставках, его картины приобрели Римский национальный музей, Лувр, музей Люксембурга и другие. С 1917 года семья Рерихов жила в эмиграции. Они много путешествовали, в том числе вместе с сыновьями Юрием и Святославом. Среди самых грандиозных экспедиций, организованных Николаем Константиновичем, были поездки по Центральной Азии и Маньчжурии.

Рерих оставил весьма внушительное литературное наследие. Во многих из его книг представления о мироздании и смысле нашего воплощения отразились в поэтических текстах. Местами – почти молитвах. Местами – кратких притчах…
     Спросят – как перейти жизнь?
     Отвечайте – как по струне бездну –
     Красиво, бережно и стремительно.