Работы современных художников Средней Азии – в новом арт-проекте Ярославского художественного музея.

Яркая и кричащая, но одновременно тонкая и философская Азия отражена в картинах Алексея Бесперстова и Владимира Глухова, которые представлены в Художественном музее. Все произведения – из собрания московского коллекционера, основателя Фонда поддержки искусств и музейной деятельности Юлии Вербицкой. Несколько лет назад, оказавшись в служебной поездке по Средней Азии, Юлия открыла для себя современное искусство этой древней магической земли. Собрав коллекцию, стала делиться своим открытием буквально со всем миром – арт-проект «Дорога домой», впервые представленный в Государственном музее Востока в Москве, путешествует по различным городам. В августе он добрался и до Ярославля.

Экспозиция включает произведения Алексея Бесперстова  (1923-2001 гг.), созданные в 1960–1990-е годы в Таджикистане, и несколько картин, написанных им в поездках по Крыму, а также работы его ученика Владимира Глухова (родился в 1961 г.), выполненные в последние пять лет.

Еще в детстве Алексей Бесперстов переехал с семьей в Таджикистан из России. И после Великой Отечественной войны вернулся в Душанбе (в то время еще называвшийся Сталинабадом), где работал до начала 1990-х. Затем уехал в Калужскую область. Владимир Глухов в Душанбе родился. Получил здесь образование, работал, а в начале 1990-х переехал в Тюмень. Теплый, солнечный Таджикистан с его бескрайними просторами навсегда остался неким воплощением рая на земле – и для того, и для другого художника. А азиатская тема в творчестве не уступила позиций другим темам.

Взгляд советской власти на республики Средней Азии был снисходительным и в общем не особо пристальным. Многим художникам это давало возможность работать в соответствии со своими представлениями о назначении и смысле искусства. А для тех, кто не вписывался в каноны соцреализма, азиатские края и вовсе служили местом внутренней эмиграции. Неудивительно, что произведения Бесперстова и Глухова отличаются абсолютной внутренней свободой (но не своеволием!) и яркой индивидуальностью. Искусствоведы, конечно, стремятся найти истоки и видят отголоски творчества Рерихов в картинах Алексея Бесперстова.

В произведениях Владимира Глухова усматривают связь с фовизмом или же называют художника русским Гогеном.

Насколько критики точны в своих оценках – судить зрителям, знакомым с историей искусства…

Название всему проекту дала работа Владимира Глухова «Дорога домой». Верхом на красном быке едет путник. Но дома на картине нигде нет. Пустынная долина, и только одинокое дерево в золотых листьях встретилось по дороге. Заходит солнце. Всё как будто бы говорит о конечности жизни… Куда ведет эта дорога? В какой дом? Идет ли она от начала жизни к ее концу? Ведет ли к самому себе, к своему подлинному «я»?

Картины на этой выставке – не только эта, но и другие – задают нам вопросы. И ответ каждый раз не очевиден. К тому же нам недостает той восточной созерцательности, того умения молчать, того мудрого отношения к своей судьбе и к миру, благодаря которым только и возможно получить ответ.

P.S. Кураторы арт-проекта учли скепсис зрителей («И имена художников неизвестны, и искусство Таджикистана… Да еще и современное!») – вход на экспозицию сделали свободным. Но времени на то, чтобы увидеть, почувствовать, понять, не так уж много – выставка открыта до 27 августа.