Ретроспектива работ известного скульптора представлена в Музее современного искусства.

Экспозиция включает произведения, которые созданы монументалистом, мастером исторического скульптурного портрета, признанным в России и за рубежом художником  Леонидом Барановым в течение последних лет. Всего в залах Музея современного искусства представлено 80 работ автора.

Невольно спотыкаешься о название этой выставки – «Традиции и своевременность» (так спотыкаются и некоторые зрители, едва зайдя на прилегающую к арт-галерее территорию – здесь их встречают обнаженные торсы, выкрашенные в золото). Но, пройдя по музейным залам, быстро расстаешься со своим недоумением. Очевидно, «своевременность» для Леонида Баранова – синоним «современности». Даже исторические фигуры должны отвечать сегодняшнему дню, а не прошлому веку. И в своих работах скульптор следует этому правилу безоговорочно. Если Пушкин, то не только бюст для украшения интерьера или статуя поэта в образе «наше всё», но и Пушкин – Парис, Пушкин – отражение в женском образе, и даже (ничего себе!) Пушкин – обнаженный Вакх. Если доктор Фрейд, то лежащий (на кушетке, надо полагать). Если Грибоедов и Гоголь, то не просто отдельно стоящие фигуры, а как будто ведущие между собой диалог.

Большая часть скульптурных портретов расположены в экспозиции так, что складывается ощущение, что живущие сегодня политики и герои прошлого, персонажи античных мифов и современники говорят друг с другом. Иногда это буквально диалог персонажей в пространстве одного произведения, а чаще всего – разговор всех со всеми. Включая зрителей. В числе собеседников на этой выставке Ломоносов, Павел I, Потемкин, Радищев, Достоевский, Горбачев… Создавая тот или иной образ, Леонид Баранов следует документальным, литературным, художественным источникам, а также собственной интуиции. Есть на выставке и автопортрет самого скульптора – в весьма неожиданном ракурсе.

В отражении зеркал – одна из любимых тем в творчестве Леонида Баранова, которая также представлена на выставке, – зритель может вести свой внутренний диалог. А зеркала здесь самые разные – есть и «Зеркало Ван Эйка», и «Зеркало для Федерико Феллини», и «Кривое зеркало»…

Еще один из вариантов диалога и одна из главных тем экспозиции – взаимоотношения мужчины и женщины. В интерпретации Леонида Баранова это довольно откровенные и зачастую более чем физиологичные отношения. Произведения могут даже вызвать неприятие у определенной аудитории. Но современное искусство знает и более эпатирующие примеры. Так что знатокам будет просто любопытно увидеть, как трактует отношения, скажем, мифологических Персея и Андромеды или персонажей античной трагедии Ипполита и Федры скульптор наших дней.

…Леонид Баранов – заслуженный художник России, академик Российской академии художеств – родился в 1943 году в Москве. Окончил Московский государственный институт имени В.И. Сурикова. Автор памятников Ломоносову (Архангельский драматический театр имени М.В. Ломоносова и московский парк «Музеон»), Петру I в Нидерландах, Достоевскому в Германии, архитекторам Баженову и Казакову, полководцу Суворову в Москве и многим другим. В 2000-е годы произведения скульптора устанавливались на сцене Московского театра на Таганке, включались в сценическое действие постановок Юрия Любимова «Евгений Онегин» и «Театральный роман», постоянно экспонировались в фойе театра. Леонид Баранов – участник российских и международных выставок, среди которых: Международная триеннале изобразительного искусства в Белграде, Триеннале современного искусства в Нью-Дели, международный художественный аукцион, организованный ЮНЕСКО во Флоренции, и других. В 2010 году скульптор создал музей-мастерскую своих произведений в деревне Старые Омутищи Владимирской области. Работы мастера отмечены множеством наград и премий, среди которых Золотая медаль Российской академии художеств.