О градостроительстве в Ярославле во времена запретов и ограничений рассказывает новая выставка «Виданное – неувиденное», открывшаяся в Музее современного искусства.

В камерном пространстве зала, расположенного на самом верху арт-галереи, представлены проекты ярославской застройки 1955 – 1991 годов. Этот период архитектуры времен СССР совсем недавно получил свое наименование – советский модернизм. Ему предшествовали авангард 1920-х и сталинская неоклассика 1930-1950-х годов.

Многие и сегодня считают, что в хрущевское и постхрущевское время ничего интересного и достойного в стране не возводилось. В 1955 году вышло печально известное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». И началась так называемая типовая застройка городов – с типовым кинотеатром «Ракета», в котором можно посмотреть типовой художественный фильм (как иронично подмечено в известном фильме Эльдара Рязанова). Только в годы перестройки ситуация стала меняться. Те же самые ЦК и Совмин спохватились: «Чрезмерная централизация типового проектирования, некомплексное строительство и ориентация в основном на крупнопанельное домостроение привели к тому, что застройка многих городов, поселков и сел стала невыразительной и однообразной…», – читаем мы в очередном постановлении властей предержащих. Ну а в 1991 году, с распадом Советского Союза, завершился и этап советского модернизма в архитектуре.

Несмотря на то, что приоритетным в те годы оставалось возведение быстрого и дешевого жилья для строителей коммунизма, архитекторы делали все возможное и даже невозможное, чтобы искусство архитектуры продолжало жить, и продвигали свои индивидуальные планы застройки. Поэтому достойные и неординарные здания появлялись даже в это время. В том числе – и в Ярославле. Нетиповые проекты, реализованные в нашем городе, и представлены на новой выставке «Виданное – неувиденное». Авторы экспозиции – Аркадий Бобович, почти тридцать лет занимавший должность главного архитектора Ярославля, и его сын Роман.

Архитекторы весьма удачно вписывали свои здания в разновременную застройку ярославских улиц, создавая вполне самостоятельные произведения, сомасштабные городу и его истории. Сооружения нового стиля отличались особым аскетизмом, неброскостью, скупостью в деталях. Шедеврами советского модернизма Аркадий Бобович называет как минимум три проекта, реализованные в Ярославле: завершение ансамбля Советской площади, площадь Юности со зданием ТЮЗа и Речной вокзал.

Ансамбль Советской площади, каким мы видим его сейчас, сложился после возведения напротив церкви Ильи Пророка в 1980 – 1981 годы обкома КПСС (нынешнее здание правительства области).

Главное административное сооружение Ярославского региона – на месте бывшего дворца наместника, затем жандармерии в соседстве с Мытным рынком, а позже здания полицейского управления и библиотеки – стало логичным завершением ансамбля центральной площади города. По мнению авторов выставки, внушительный дом гармонично соседствует со средневековым храмом (который остается архитектурной доминантой) и с классическими зданиями бывших присутственных мест. И каждая постройка при этом отражает эстетику своего времени.

…Замысел, равный по своему градостроительному значению формированию Ильинской площади в соответствии с Регулярным планом 1778 года, стремились воплотить архитекторы, проектировавшие площадь Юности.

Авторы грандиозного проекта, разрабатывавшегося в середине 1970-х, задумывали террасное построение площади, что позволяло бы превращать ее в открытый театр. Но изначальный архитектурный план не был сохранен.

…Ярким примером создания выразительного художественного образа с использованием минимальных архитектурных средств стал ярославский Речной вокзал.

Он строился в две очереди – с 1972 по 1976 годы возведены само здание вокзала, гостиница и кинотеатр, а с 1982 по 1984 годы – ресторан и кафе. Архитекторами было представлено множество вариантов будущего сооружения. Каждый проект многократно проверялся на совместимость с исторической средой и ландшафтом. В итоге белое невысокое здание на нижнем уровне речного откоса органично вписалось в панораму исторической набережной, подчеркнув ее красоту и прихотливый силуэт простотой собственных форм.

Далеко не все интересные архитектурные идеи были реализованы в Ярославле. Из невоплощенных в экспозиции, в частности, представлен проект комплексной застройки Заволжской части города. Современные жители района могут оценить: что предполагалось и что они видят сегодня.

А в планах музея – продолжить «архитектурную тему» и показать еще две экспозиции, посвященные ярославскому градостроительству. Следующей станет выставка «Неслучившийся Ярославль»…