Творчество ярославских художников, работающих в традициях наивного искусства, представлено на новой выставке музея-заповедника «Тигр среди берез».

Наивное, самодеятельное, примитивное – названий у этого направления множество, хотя искусством его стали считать всего лишь сто лет тому назад. Сегодня произведения художников, не получивших профессионального образования, выставляются наравне с Матиссом и Пикассо в крупнейших галереях мира.

Как известно, история началась с Анри Руссо. Скромный французский таможенник в зрелом возрасте вдруг стал писать картины, не имея художественного образования. Выставив свои работы в Салоне независимых художников в 1885 году, он сразу привлек внимание парижской художественной среды. После чего возник особый интерес к произведениям других примитивистов и самоучек. И первая выставка наивного искусства прошла в 1937 году в Париже. Наряду с работами Анри Руссо здесь были выставлены произведения простых рабочих и ремесленников.

Многие из мастеров наивного искусства получили мировую известность – Нико Пиросмани из Грузии, бабушка Мозес из США, Иван Генералич из Сербии, Мария Примаченко и Катерина Белокур из Украины… Художники, свободные от правил академической живописи, высоко оценивались профессионалами, а их произведения служили источником вдохновения для мэтров искусства. Известно, что Анри Руссо вызывал восхищение у Пабло Пикассо и его окружения. Интерес к работам самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой.

Среди признанных современных представителей наивного искусства есть и ярославские авторы. В Ярославском музее-заповеднике собрана большая коллекция работ местных художников. Часть произведений демонстрировалась на различных выставках, но впервые музей представляет столь масштабный проект, посвященный творчеству сразу нескольких ярославских мастеров. В экспозиции с экстравагантным названием «Тигр среди берез» представлены живопись Германа Блинова, объёмные картины-горельефы из дерева Алексея Пичугина, картины-аппликации из пластмассы Петра Зуйкова, игрушки и арт-объекты из дерева Валерия Зазнобина, аппликации по ткани Анастасии Голубковой. Большинство из этих работ ранее не выставлялось.

Простые темы, бесхитростные технические приемы, почти всегда оптимистичный и жизнеутверждающий взгляд и, при этом, наполненность сложной символикой, сложной гармонией – все эти отличительные черты наивного искусства отражены в работах ярославских художников. В большинстве произведений история человеческой жизни – от рождения, времени взросления, развития и далее до смерти – выстраивается как сюжет волшебной сказки, в которой всех ждет счастливый финал. И пусть судьба самого автора была сложной и даже трагичной! Наивный детский взгляд на мир словно бы навечно застыл в этом искусстве. А мечта о счастье – здесь всегда важнее, чем обретение счастья.