В Доме-музее Л.В. Собинова представлены раритетные вещи, связанные с творческой судьбой знаменитого тенора.

Большинство экспонатов, которые можно увидеть на новой выставке в Доме-музее Леонида Собинова, в ближайшее время вряд ли будут показаны где-то еще. Материалы, ставшие основой экспозиции «Жил и творил – однажды, навеки, навсегда…», предоставлены Музеем Большого театра России. Своих выставочных площадок у этого музея нет, и предметы из его огромной коллекции недоступны широкой публике. Но время от времени какие-то из них путешествуют по разным выставочным проектам. Для ярославского музея, в частности, были отобраны вещи, которые связаны с творчеством Собинова. Столичный подарок приурочен к двум юбилейным датам в жизни артиста – в 2017-м исполняется 145 лет со дня рождения Леонида Собинова и 120 лет с момента его дебюта на сцене Императорского Большого театра…

Весной 1897 года, после окончания Филармонического училища, Собинов вышел на сцену Большого в опере А. Рубинштейна «Демон». Дебют оказался настолько удачным, что с певцом немедленно заключили контракт сроком на два года. Одной из первых работ Собинова уже в профессиональном статусе стала партия Герцога Мантуанского в опере Дж. Верди «Риголетто».

Изначально образ Герцога, созданный певцом, представлял собой типичного оперного любовника – эффектного, соблазнительного, со слегка лукавым прищуром. Впоследствии Собинов ушел от этого типажа – радикально изменил грим, отказался от бороды и усов, надел новый парик, который придал лицу резко выраженную характерность. В новой версии оперы изменились и костюмы. Как отмечали современники, особенно хорош был костюм для первого акта. Сшитый по венецианской моде XIII-XIV веков, он смотрелся как настоящий шедевр, созданный каким-нибудь кутюрье. Именно этот костюм через 100 с лишним лет вновь могут увидеть зрители – только теперь в рамках выставки…

Из коллекции Музея Большого театра также представлены эскизы костюмов и декораций спектаклей, в которых Собинов исполнял ту или иную партию. Все работы – из мастерской Большого театра, которой в начале прошлого века руководил знаменитый Константин Коровин. Известный в первую очередь как великолепный живописец, Коровин сыграл важную роль и в театральном искусстве. В 1903 году он был назначен художником-оформителем и библиотекарем Императорских театров Москвы и Петербурга, а с 1910 года – главным художником этих театров. Коровин стал одним из реформаторов оперы. Создавая новый тип декораций – эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля – он определил стиль практически всех постановок Большого театра первой трети XX века.

На выставке есть работа и самого Коровина – эскиз костюма Рудольфа для оперы Д. Пуччини «Богема». На обороте рисунка сохранилась авторская подпись: «Собинов. Богема».

Из собрания Дома-музея Л.В. Собинова, хранящего огромное количество личных вещей артиста, на выставке можно увидеть фотографии, а также большой портрет 1902 года, выполненный Антониной Андерсон, на которых певец запечатлен в партии Герцога из «Риголетто». Мастер bel canto предстает на них в варианте того самого типичного героя-любовника из первой версии постановки. Московский художник-график Антонина Андерсон создала целую галерею сценических образов Собинова, которые издавались огромными тиражами и раскупались поклонниками артиста.

Выставка включает и такую антикварную вещь, как пластинка французской фирмы «Патэ» 1908 года с записью куплетов Герцога в исполнении Собинова. Эта звукозапись способна буквально вернуть слушателя в начало XX века – время, когда к певцу пришла всероссийская известность и оставалось всего несколько лет до мирового признания…