Очередная встреча из цикла авторских экскурсий «Дом с картины».

В цикле авторских экскурсий Андрей Чекмарёв – искусствовед, исследователь русской усадьбы, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства – рассказывает об уникальной судьбе дворянских усадеб. Каждая встреча-исследование посвящена конкретному дому, который можно увидеть на одной из картин, входящих в коллекцию Ярославского художественного музея. Очередную экскурсию Андрей Чекмарёв посвятил усадьбе художника Бялыницкого-Бирули «Чайка»…

Пространство встречи: произведение Витольда Бялыницкого-Бирули «Озеро» (1910 г.).
Хронология событий: конец XIX века – наши дни.
География: Тверская область, Могилёвская губерния Российской империи, Киев, Москва, Республика Беларусь.

Впервые в проекте «Дом с картины» участвует произведение, на котором дом как таковой отсутствует! Работа, послужившая темой для разговора, называется «Озеро», и ничего, кроме водной глади, отражающегося в ней неба и едва намеченного горизонта на картине нет…

Художник Витольд Бялыницкий-Бируля сначала напишет это озеро, а спустя два года построит на его берегу небольшую усадьбу, которую романтично назовет «Белые чайки». Из окон будущего дома будет открываться именно этот вид на озеро.

Место, которое так привлекло художника и которое почти полвека вдохновляло его на создание картин и этюдов, – берега озера Удомля Тверской губернии. Живописных озер тут много и сегодня. Этот край – с его суровой северной природой, скромными красками и преобладанием свинцово-лиловых оттенков – стал одним из самых притягательных для русских художников. Самые знаменитые пейзажи созданы именно здесь.

Первым эти края открыл Исаак Левитан, прибывший сюда на этюды с Софьей Кувшинниковой, своей ученицей и возлюбленной. В знаменитой работе «Над вечным покоем», которое сам художник считал лучшим своим произведением, запечатлено именно озеро Удомля. Правда, церквушка на это полотно перекочевала из ранее созданного этюда на Плёсе. В Тверской губернии Левитаном были написаны и другие известные картины – «Хмурый день», «Озеро Русь».

Сегодня пейзаж озера Удомля выглядит совсем непоэтично. В советское время здесь была построена Калининская АЭС. Вода озера используется для охлаждения ее реакторов. Но, поскольку на этой территории не живут люди и цивилизация сюда просто не дошла, остальные виды почти не изменились.

…Левитан, раскрывший красоту этих мест, указал путь другим живописцам. На берега Удомли, в частности, отправилась целая группа друзей-художников. Они снимали здесь дом, где жили на манер барбизонцев, писали этюды, ходили на охоту, рыбачили, катались на лодках… Одним из участников этой своеобразной коммуны был Витольд Бялыницкий-Бируля.

В собрании Ярославского художественного музея хранится несколько картин, написанных художником в Тверской области. В том числе работа «Озеро», очень точно характеризующая творческую манеру автора. Бялыницкий-Бируля относился не к пейзажистам-прозаикам, а к пейзажистам-поэтам. Его лиричность, неброские краски, некая отстраненность требуют особого настроя от зрителя. Характерно, что он не любил лето, называл состояние природы в это время года «салатом». Считал себя продолжателем традиций Левитана.

…Витольд Бялыницкий-Бируля родился в 1872 году в Могилёвской губернии (сегодня – территория Белоруссии). Его семья – из древнего польско-литовского рода, ведущего свою родословную с XV века и даже имеющего свой герб.

Некоторое время Витольд жил и учился в Киеве – сначала в Киевском кадетском корпусе, затем в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко. Позже уехал в Москву, где окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были С.А. Коровин (брат знаменитого художника), В.Д. Поленов, И.М. Прянишников. В Москве Бялыницкий-Бируля познакомился с Левитаном, работал в его мастерской.

Работы начинающего живописца были представлены на многих выставках и конкурсах, в том числе международных. В 1911 году его картина «Час тишины» получила две медали: почетную – в Мюнхене и бронзовую – в Барселоне. Имя художника стало широко известно в Европе.

…В 1912 году Бялыницкий-Бируля, присмотревший участок земли на берегу озера Удомля, построил здесь дом с мастерской. Здание в стиле модерн спроектировал сам. Первоначальное название «Белые чайки» было связано большим количеством чаек, обитавших в здешних местах. Сегодня усадьба называется просто «Чайка».

Сюда, в гости к художнику, приезжали работать Игорь Грабарь, Константин Коровин и другие живописцы. Удивительно, но этот дом советская власть оставила в личной собственности Бялыницкого-Бирули. Члены партии и правительства даже приезжали на охоту в это имение!

Возможно, причина в том, что художник сумел приспособиться к эпохе перемен. В 1917 году он организовал художественную школу для крестьянских детей. А в 1922-м вошел в Ассоциацию художников революционной России и отражал на своих полотнах новую жизнь в совхозах и колхозах, строительство «Азовстали» и преобразование Севера. В 1936 году создал серию картин, посвященных Ленинским горкам…

Может быть, сохранить жизнь художнику помогло то обстоятельство, что его вторая жена Нина Лавренёва, по некоторым сведениям, недолгое время была воспитательницей детей Сталина. Как бы то ни было, но именно в тишине лесов и полей Тверского края художник смог спастись от опасных бурь ХХ века. В 1937 году он даже был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Скончался Витольд Бялыницкий-Бируля на своей же даче «Чайка» в 1957 году в 85 лет. Был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Трагично сложилась судьба его единственной дочери – Любы. Актриса, игравшая в том числе во МХАТе, она слыла особой весьма нервной и неуравновешенной. Умерла в 45 лет – по одной версии утонула, купаясь в озере Удомля, по другой – скончалась от сердечного приступа, уже выбравшись на берег. Похоронили ее в Тверской области. Отец прожил после ее смерти 9 лет…

Усадьба «Чайка» осталась в наследство третьей жене Бялыницкого-Бирули – Елене Алексеевне Стройковой. Содержать дом было хлопотно и трудно. Елена Алексеевна обращалась к властям с просьбой создать здесь музей. Но ей отвечали отказом: нерентабельно, места не посещаются туристами… Зато интерес к наследию художника проявили власти Белоруссии. И в 1972 году все картины, этюды, эскизы, графика Бялыницкого-Бирули, а также фотографии, личные вещи, предметы дачной обстановки были выкуплены и увезены в Минск. Через десять лет в Могилёве был открыт Музей Витольда Бялыницкого-Бирули. Здесь собрано самое большое число работ художника – более 400! Сегодня это филиал Национального художественного музея Республики Беларусь.

Тем не менее пережившая многие утраты, сменившая несколько хозяев, усадьба «Чайка» несколько лет назад возродилась как музей и как творческая мастерская. Официально это филиал Тверской областной картинной галереи. Им заведует дальняя родственница Бялыницкого-Бирули – московская художница, реставратор Елена Тимакова. Ей удалось воссоздать в старинном доме подлинную атмосферу творческой дачи – с обстановкой в стиле усадьбы начала ХХ века, с пленэрами, выставками, уроками художественного мастерства, музыкальной гостиной. Сегодня, спустя сто лет, в особняке вновь живет искусство…

Следующая  встреча цикла «Дом с картины» в Художественном музее пройдет 17 декабря в 16:00. Входной билет – 200 рублей.
Андрей Чекмарёв расскажет о работе С.Ю. Жуковского «Печальные думы» 1907 года. Встреча называется «Русский Барбизон: люди и картины». Из авторского анонса:
«Дворянские гнезда, разбросанные по окрестным озерам, на рубеже веков превратились в творческую мастерскую… Здесь остались дома, деревья, озера, среди которых творили Серов, Репин, Коровин, где запутался в любви несчастный Левитан, а убитая им чайка подсказала Чехову сюжет и название известного теперь всем литературного шедевра».