Один из самых редких видов керамики представлен в Музее истории города.

Чернолощеная керамика… С первого взгляда она кажется необычной и загадочной. Особенно для нас, основательно забывших о когда-то весьма распространенном промысле. Как изделия из красной глины, в которую ничего не примешивается, приобретают черный цвет? Как эти вещи обжигают без доступа кислорода? Как, не используя глазурь, придают стальной блеск их поверхности? Новая выставка «Чернолощеная керамика: от археологии до современного промысла», обосновавшаяся в Музее истории города, раскрывает эти секреты.

Сам древний промысел едва не исчез навсегда. На территории нынешней Ярославской области он появился в XVI веке и особенно процветал в Ростовском уезде. Жители некоторых здешних деревень были почти сплошь гончарами, свой товар поставляли по всей округе, сбывали на местных базарах и во время ежегодной знаменитой Ростовской ярмарки – третьей по значению в стране после Макарьевской и Нижегородской. Отличавшиеся высоким качеством, ростовские чернолощеные изделия даже попали в собрание Русского музея после Всероссийской кустарной выставки, которая проходила в Петербурге в 1902 году.

Керамический промысел просуществовал до 50-х годов XX века, а затем угас. Но образцы древней керамики сохранялись в музее-заповеднике «Ростовский кремль», где однажды эти необычные изделия увидел Александр Шабалов. По образованию Александр театральный режиссер. С 1980 по 1993 годы он ставил спектакли в театрах Самары, Тольятти, Магадана… А в 1993-м после сложной операции обосновался в Ростове Великом.

Буквально влюбившись в чернолощеную керамику, Александр Шабалов захотел возродить данный промысел. Ушло несколько лет на то, чтобы заново открыть секреты древних мастеров. Александр изучал исторические документы, ездил по селам и деревням Ростовского района, находил старых гончаров, которые еще помнили о процессе производства. Освоив все стадии изготовления керамики – от отмучивания глины до росписи изделий, в 1998 году Шабалов открыл собственную мастерскую, арендовав помещение возле Ростовского кремля.

В мастерской все делают, как и много веков назад, вручную. Но процесс, конечно, модернизирован. В частности, изделия изготавливаются не на гончарном круге, а способом шликерного литья. В гипсовые формы заливают глину. Почти высушенный полуфабрикат лощат – полируют вручную специальным инструментом, как встарь. А затем обжигают. В печь кладут дрова, ненужное тряпье, траву – всё, что даст густой черный дым. После чего печь герметизируют, тщательно замазывая все отверстия. Внутрь кислород не попадает, и поэтому железо, входящее в состав глины, восстанавливается, окрашивая поверхность изделия в бархатно-черный цвет. Готовые вещи из-за их внешнего вида легко спутать с чугунными или металлическими.

Многие работы из керамической мастерской Александра Шабалова можно увидеть на новой выставке Музея истории города. Здесь же представлены произведения еще одного гончара – Урмана Каражанова, который занимается чернолощеной керамикой больше пяти лет.

Помимо традиционных кружек, крынок, кувшинов и горшочков в экспозицию вошли и такие экзотические предметы как корчага, кумган, рыльник (рукомой), кухля или донник. Ну и конечно, выставочный зал заполнен сувенирными фигурками изящных сов, лягушек, кошек и самыми разнообразными свистульками и колокольчиками.