Третья встреча проекта «Дом с картины». Фрагменты.

В цикле авторских экскурсий Андрей Чекмарёв – искусствовед, исследователь русской усадьбы, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства – рассказывает об уникальной судьбе дворянских усадеб. Каждая встреча-исследование посвящена конкретному дому, который можно увидеть на одной из картин, входящих в коллекцию Ярославского художественного музея. Заключительную экскурсию Андрей Чекмарёв посвятил имению Апраксиных «Ольгово».

Пространство встречи: произведение Игоря Грабаря «Дубок. Флигель старой усадьбы имения Апраксиных «Ольгово» под Москвой» (1921 г.).
Хронология событий: середина XVIII века – наши дни.
География: село Ольгово Дмитровского района Московской области.

На скромном, но довольно интересном пейзажном этюде Игорь Грабарь на самом деле изобразил не флигель, а главный дом усадьбы Апраксиных «Ольгово» (ударение на второй слог: Ольго́во).

Живописец, реставратор, теоретик искусства, музейный деятель, педагог, Игорь Грабарь (1871 – 1960) окончил Петербургскую академию художеств. Участвовал в выставках «Мира искусства». За границей его работы выставлялись в Мюнхене, Париже, Риме… После революции 1917 года остался жить в советской России. Как живописец широко известен прежде всего в качестве автора лиричных пейзажей.

Игорь Грабарь часто посещал бывшие дворянские усадьбы, которые первое время сохранялись почти не разоренными. В «Ольгово» он приезжал и как художник – работать с натуры, и как искусствовед – для знакомства с ценной коллекцией имения. Картина «Дубок…» была написана в сентябре 1921 года. Грабарь застал усадьбу, когда старая жизнь в ней уже закончилась, а новая еще не принесла разрушений.

…Основательный дом в стиле классицизма был построен в середине XVIII века. Начал строительство Степан Федорович Апраксин, пожалованный в фельдмаршалы после Семилетней войны. По его приглашению здесь работал архитектор Франческо Кампорези, которому принадлежат главный зал и общий план графской усадьбы.

Внутри дома было два больших зала, один выходил на парадный двор, а второй – в сторону парка. По конструкции помещение внутри очень похоже на современную квартиру-студию, только более масштабных размеров. Многое в этом доме было выполнено в дереве, которое штукатурилось и обрабатывалось под камень. Практически всё, вплоть до мебели, делалось руками крепостных.

Степан Апраксин прослыл невероятным любителем роскоши. Вино, в частности, предпочитал исключительно из Франции. Менял кафтаны как перчатки. Усыпал себя бриллиантами. А закончил свою жизнь печально: ввязался в политические интриги, был арестован и во время одного из допросов скоропостижно умер от кровоизлияния.

Вообще, Апраксины были одной из самых влиятельных и больших семей в России. О потомках можно рассказывать часами, тем более что жизнь буквально каждого из них тянет на целый роман.

Любопытна судьба старшей дочери Степана Федоровича Апраксина – Елены. Одна из первых красавиц своего времени, за свой живой и веселый характер, остроумие и любезность она была очень любима при дворе. Стала женой сенатора – князя Бориса Куракина. При этом позволяла себе крутить романы с другими, что стало темой для многочисленных сплетен и анекдотов. Среди прочих в нее был влюблен и сам император Петр III. Елена Куракина умерла рано – в 33 года. Незадолго до своей смерти она похоронила супруга. Так что четверо их сыновей в очень юном возрасте остались сиротами.

Самым известным из Куракиных-младших оказался дипломат, сенатор, канцлер, действительный тайный советник 1-го класса, и прочая, и прочая – Александр Куракин. Будучи очень тщеславным, он заказывал свои портреты всем лучшим живописцам того времени – известно более полутора сотен его изображений! Один из портретов князя украшает и парадный зал Ярославского художественного музея.

При жизни Куракин получил прозвище «брильянтового князя» из-за великолепия и богатства своих костюмов. Он украшал их бриллиантовыми пуговицами, звездами и крестами, на плече носил бриллиантовый или жемчужный эполет, пряжки и шпагу имел алмазные… Именно эта страсть спасла князя во время пожара, который случился на одном из балов в Париже. Куракин был сбит с ног толпой, на него стали рушиться мебель, стены, но его богато украшенный камзол при этом не загорелся и таким образом сохранил жизнь своему обладателю.

Александр Куракин никогда не был женат, но при этом у него было множество внебрачных детей – исследователи насчитывают не меньше 70.

…Имение «Ольгово» после смерти основателя, фельдмаршала Степана Федоровича Апраксина, продолжил обустраивать его единственный сын – тоже Степан. Степан Степанович остался в памяти потомков как щедрый хлебосол и завзятый театрал. Он устраивал пышные приемы, обеды, балы и в самом имении, и в своем доме в Москве. Однажды в столице закатил пир, на котором было около 1000 гостей!

Младший Апраксин любил искусство – устраивал в своем доме литературные чтения, концерты и спектакли. В «Ольгово» было построено отдельное здание крепостного театра, где ставились в том числе оперы. Кроме крепостных артистов в спектаклях часто играли известные столичные актеры и именитые гости.

Первый красавец своего круга, Апраксин разбил немало женских сердец. А женился на княжне Екатерине Голицыной. Его тещей оказалась княгиня Наталья Петровна Голицына – фрейлина «при дворе четырех императоров», статс-дама и кавалерственная дама ордена Святой Екатерины, которая вошла в историю как прототип главной героини «Пиковой дамы» А.С. Пушкина.

…Усадебная коллекция имения «Ольгово» неплохо сохранилась. Во многом благодаря тому, что большая ее часть была перевезена в Дмитровский музей-заповедник. Сегодня здесь можно увидеть старинные портреты, мебель, одежду (в том числе десятки костюмов XVIII века), боевое и охотничье оружие, столовые сервизы с вензелями, театральный реквизит и маски, а также сигнальные пушки, из которых палили при встрече гостей и в дни праздников.

После революции вплоть до 1927 года усадьба Апраксиных функционировала как музей. А в 1927-ом помещение стало домом отдыха советских граждан. Экспонаты постепенно перевозились в Дмитровский музей-заповедник. Но многое было потеряно, украдено и просто разбито и сломано бурно проводящими время отдыхающими.

В 1960-е дом был брошен, стал разрушаться, особенно быстро – его деревянные конструкции. Началась реставрация. Но после того как у особняка сняли крышу, финансирование закончилось и все работы остановились. Без крыши здание приходило в упадок еще стремительнее.

Сегодня усадьба принадлежит частным владельцам. Разработан план ее реконструкции. Но фактически реставрировать здесь уже нечего, речь может идти только о полном воссоздании дома. Любопытно, что возле усадьбы, от которой остались лишь стены, по-прежнему растет тот самый дуб, что запечатлен на пейзаже Игоря Грабаря…