Вторая встреча проекта «Дом с картины». Фрагменты.

В цикле авторских экскурсий Андрей Чекмарёв – искусствовед, исследователь русской усадьбы, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства – рассказывает об уникальной судьбе дворянских усадеб. Каждая встреча-исследование посвящена конкретному дому, который можно увидеть на одной из картин, входящих в коллекцию Ярославского художественного музея. Вторая встреча Андрея Чекмарёва была посвящена трагической истории родового имения графов Орловых.

Пространство встречи: акварель Эрны Детерс «Парадная спальня дворца в имении «Отрада» графа Орлова-Давыдова» (1917 г.).
Хронология событий: конец XVIII века – наши дни.
География: село Семёновское (Московская область), Буэнос-Айрес, Гленс-Фоллз (США), Мендризио (Швейцария), Минск, Саратов, Томск, Сызрань, Барнаул и другие города, а также Ярославль.

Работа «Парадная спальня дворца в имении «Отрада» графа Орлова-Давыдова» входила в серию акварелей Эрны Детерс, которая была написана в 1917 году. Скорее всего, это произведение – единственное уцелевшее из всей серии. Когда-то акварель принадлежала легендарному коллекционеру Виктору Ашику, а потом была куплена Художественным музеем у наследников.

Имя самой Эрны Детерс основательно забыто сегодня. Неизвестна даже точная дата ее смерти, в немногочисленных источниках лишь указывается: «после 1930 года». Она родилась на территории нынешней Латвии. Училась в том числе у Ильи Репина. Писала пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые композиции. До революции много выставлялась в Петербурге и Москве, сотрудничала с известными журналами тех лет. После 1917 года уехала в Финляндию, где жила до самой смерти. Сейчас некоторые из ее работ можно увидеть в провинциальных российских музеях. Иногда произведения Детерс всплывают на аукционах.

На акварели художницы, хранящейся в ярославском музее, запечатлен уютный уголок одного из самых роскошных дворцов России…

Родовое имение графов Орловых «Отрада» было возведено в конце XVIII века (строительство началось в 1774 году) на берегу реки Лопасни в селе Семёновское. Это один из крупнейших подмосковных усадебных комплексов. Первый владелец усадьбы – граф Владимир Орлов, младший из пяти знаменитых братьев. Выйдя в отставку и поселившись в Семёновском, он занялся строительством усадьбы, дав ей название «Отрада». Грандиозный дворцовый ансамбль, по замыслу хозяина, должен был напоминать поместье английского лорда. По своей архитектуре сооружение не имело равных в тогдашней России.

Позже усадьба досталась внуку Владимира Орлова – сыну его младшей дочери Натальи и Петра Давыдова. Внук, получивший разрешение в честь деда именоваться графом Орловым-Давыдовым, оставался владельцем «Отрады» до 1917 года.

В графском имении была собрана очень богатая коллекция живописи, скульптуры, ценных вещей. Здесь долгие годы хранились библиотека и телескоп М.В. Ломоносова. Можно было увидеть произведения Рембрандта и Брюллова. А сама усадьба помнила таких гостей как Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин, А.П. Чехов…

Собранные богатства в ХХ веке разметало по всему свету. В одном из музеев Буэнос-Айреса, например, можно увидеть табакерку, на которой изображены портреты всех пяти братьев и портрет жены младшего из них (раритетом владел граф Сергей Зубов, который и вывез эту табакерку из России). Многие картины и скульптуры из усадьбы «Отрада» вошли в коллекции знаменитых Третьяковской галереи, Эрмитажа, Пушкинского музея. Какие-то произведения можно увидеть в музеях и галереях в Саратове, Томске, Сызрани, Барнауле и других городах, а также в Минске, американском городке Гленс-Фоллз и швейцарском Мендризио.

…Братья Орловы сыграли одну из главных ролей в истории России. Трое из них – Григорий, Алексей и Федор – участвовали в заговоре 1762 года, в результате которого княгиня Екатерина Алексеевна стала императрицей Екатериной II. В ее царствование все Орловы занимали высшие государственные должности.

Самым известным из братьев и сегодня остается Григорий – фаворит Екатерины II. История их отношений не раз становилась сюжетом романов и кинофильмов. Жизнь Григория Орлова при этом оказалась самой трагичной. Охладев, императрица дала ему отставку во всех смыслах. Судьба как будто бы послала Григорию утешение. Он влюбился в другую, тоже Екатерину. Церковь долго не благословляла их брак, поскольку они были двоюродными братом и сестрой. Только после вмешательства императрицы их обвенчали. Но через пять лет жена Григория умерла от чахотки в возрасте 24 лет. Это испытание оказалось графу не по силам – он сошел с ума и через несколько месяцев скончался сам.

Линия жизни четвертого из братьев, Федора, оказалась связана с Ярославлем. Федор Орлов единственный из всех никогда не был женат. Что не помешало ему стать отцом семерых детей. Его младшая дочь Анна была супругой Александра Безобразова – одного из ярославских губернаторов.

Все братья жили между собой на редкость дружно. Никогда не делили наследства. Часто навещали друг друга, вместе охотились, помогали один другому. Когда подолгу не было возможности встретиться, они вели обстоятельную переписку. И все были похоронены рядом – в родовой усадебной усыпальнице.

После революции началось разграбление графского имения. И в 1924 году красные комиссары добрались до фамильного склепа. Вскрыли плиты, взломали свинцовые гробы, вынули из них деревянные и вытащили оттуда все, что представляло ценность: медали, оружие, украшения. А после облили прах и гробы бензином и подожгли.

В советское время в усадьбе располагались разные организации, в том числе это была одна из дач Сталина, потом – закрытый санаторий, школа НКВД. Территория долго оставалась подведомственной КГБ – ФСБ.

В середине 1980-х здесь начались реставрационные работы, и многое было сделано – открыты внутренние росписи, отреставрированы паркетные полы, изразцовые печи. Но в какой-то момент работы остановились. Уже 18 лет как заброшенную усадьбу просто грабят. От почти завершенной реставрации не сохранилось и следов. А от великолепного дворца остались только стены. Да и те постепенно разрушаются…


Третья встреча цикла «Дом с картины» в Художественном музее пройдет 2 апреля в 16:00. Стоимость – билет на постоянную экспозицию «Русское искусство XVIII – начала XX вв.».
Андрей Чекмарёв расскажет об усадьбе «Ольгово» – имении Апраксиных. Как обещает автор, это будет история о политических интригах, дворцовых переворотах, чудачествах, о великой щедрости и не менее великом тщеславии. В богатом прошлом усадьбы Апраксиных соединились Семилетняя война и бракосочетание Наполеона, восшествие на престол Екатерины II и реальная биография пушкинской «Пиковой дамы»…