Новая выставка Художественного музея возвращает незаслуженно забытое имя художника Николая Дубовского.

Сегодня о Николае Дубовском — одном из лучших мастеров конца XIX века, работавших в жанре пейзажа, — почти не вспоминают. Даже искусствоведы. А ведь в свое время он соперничал с Левитаном, и, судя по отзывам современников, зачастую на выставках больший успех выпадал именно Дубовскому! Критики ставили этого художника в один ряд с И. Шишкиным, А. Куинджи, В. Поленовым, В. Серовым, К. Коровиным. А его работы покупали для личного собрания и император Александр III, и известный коллекционер Павел Третьяков. Дубовской был одним из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград на международных выставках. И сам входил в жюри художественных выставок в Мюнхене, Дюссельдорфе, Риме, Париже.

Сложно сказать, почему забываются имена когда-то успешных авторов. И тем не менее… Последняя персональная выставка Н. Дубовского состоялась в 1938 году в Русском музее. Экспозиция в Ярославском художественном, конечно, не отражает весь диапазон творчества художника, но по четырнадцати живописным работам, которые собраны из музеев Вологды, Иванова, Костромы, Углича, Рыбинска и Ярославля, можно сложить представление о его пейзажах — морских, городских, деревенских.

Николая Дубовского считают одним из создателей нового направления в русской живописи, которое получило название «пейзаж настроения». Главным в таком пейзаже становилось не столько точное воспроизведение природы, сколько попытка передать психологическое состояние — тревоги, умиротворения, меланхолии, скорби, радости. Картина в итоге была отражением не окружающей действительности, а переживаний самого автора.

Судя по представленным на выставке произведениям, Николай Дубовской был романтиком. Если зима — то первый светлый снег, игра солнечного света в сугробах, сияющая синева неба. Если море — то переливающиеся на воде блики, тишина даже перед грозой, всегда вдалеке белеет парусник. Даже Санкт-Петербург на его полотнах — не каменный колодец, а какой-то строгий, погруженный в себя город, с просторным небом, с завораживающей Невой, здесь наводнение не кажется трагедией, оно — сродни уходу Венеции под воду… Прозы жизни, затягивающей суеты будней в Дубовском совершенно нет!

Своей работой художник был увлечен страстно! Известен даже анекдотичный случай из его жизни. Собираясь на собственную свадьбу, он увидел поразительно красивый вид из окна. Взял этюдник и… напрочь забыл обо всем! Венчание все же состоялось, но в церковь жених явился, когда его уже перестали ждать…

Живописцем Дубовской стал вопреки обстоятельствам. Он был родом из казачьей семьи. Отец — родовой казак, войсковой старшина Войска Донского. По семейной традиции сын обязан был выбрать судьбу военного. Поэтому, несмотря на тягу к рисованию, которая проявилась с раннего детства, мальчик поступил во Владимирскую Киевскую военную гимназию. Но, окончив ее, все же добился у отца разрешения учиться живописи и в 17 лет отправился в Петербург, где окончил Императорскую Академию художеств. Учился у профессора М.К. Клодта.

Успешно пройдя курс обучения, Николай Дубовской отказался от заданной конкурсной работы на Большую золотую медаль и покинул Академию в 1881-м, посвятив себя пейзажной живописи. С 1882 года он постоянно участвовал в выставках. Почти сразу был принят в Товарищество передвижников.

К творчеству Николай Дубовской относился как к своего рода служению. Полагал, что безнравственный человек не может быть художником, поскольку художник должен своим искусством вести к высшим идеалам, а этого не может сделать человек, сам не имеющий нравственных идеалов. Сохранилось такое высказывание живописца: «Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься…»