Работы знаменитых художников Алексея Саврасова, Исаака Левитана и Станислава Жуковского представлены на новой выставке Ярославского художественного музея.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

…Образ родины, какой мы привыкли ее видеть. В поэзии он создан многими авторами (в данном случае — цитата из А. Плещеева). В живописи — отражен в большинстве работ представителей реалистической школы. Именно такая картина русской действительности близка, понятна и воспринимается как родная большинством зрителей. И именно такой образ прочитывается в большинстве произведений Алексея Саврасова, Исаака Левитана и Станислава Жуковского, которые составили новую экспозицию Художественного музея «Русский пейзаж».

Вообще-то нам всем знакомы и другие впечатления, которые дарит русская природа. Ну, скажем, «Мороз и солнце; день чудесный…» или «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…». Но очей очарованьем по преимуществу почему-то оказалась «унылая пора». Эта какая-то извечная тоска наполнила и русскую поэзию и русскую живопись XIX века. Хотя, конечно, есть своя красота в обыденном, в увядающей природе, в неброских красках…

Одним из первых это увидел и передал Алексей Саврасов. Как настоящий лирик, он наполнил скромный пейзаж русской провинции одновременно и безысходной грустью, и возвышенной поэзией. Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы в 1870-е годы. Он был в числе учредителей Товарищества передвижников. С его именем связано утверждение реалистического направления в русской пейзажной живописи. Именно в 1870-е Саврасов создал свое самое известное произведение «Грачи прилетели», на выставке в Ярославском художественном представлен вариант этого шедевра из собрания Ивановского областного художественного музея.

Долгое время Саврасов возглавлял пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе многих учился и Исаак Левитан. Продолжив линию своего учителя, Левитан уже по-новому передавал цвет. Одним из первых он стал писать яркое солнечное освещение, голубые тени на белом снегу или стволах берез. Для каждого времени года, для каждого душевного состояния он искал свой, особый красочный строй. Работы Левитана надолго стали хрестоматией жанра лирического пейзажа.

Меньше всего нам известен Станислав Жуковский. Главная причина тому — его отъезд из советской России в 1920-е годы. Но в начале ХХ века художник был одним из самых известных русских пейзажистов. Ученик Исаака Левитана, он участвовал в выставках «Мира искусства». В Москве организовал свою частную школу, где преподавал в 1907–1917 годы. Жуковский много путешествовал по России, изучал старинные «дворянские гнезда», которые можно увидеть на многих его полотнах. Живопись Станислава Жуковского поначалу довольно сильно напоминала левитановскую. Но очень быстро тонкая грусть уступила место некоему благородству и изысканности. «Художник солнца, ветра, звонкой осени и лирически-нежной весны» — так характеризуют манеру живописца арт-критики.

Представить тему русского пейзажа довольно широко и разнообразно Ярославскому художественному музею удалось благодаря не только собственному собранию, но и произведениям из коллекций музеев Вологды, Иванова, Костромы, Ростова и Рыбинска. После Ярославля выставка будет представлена во всех городах-участниках.

В новогодние каникулы в ходе работы выставки «Русский пейзаж. Саврасов, Левитан, Жуковский» планируются:
3–10 января в 15.00
бесплатная экскурсия по выставке;
3 января в 16.00 — мастер-класс по изготовлению новогоднего сувенира «Символа года — обезьяна»;
4, 9 января в 16.00 — мастер-класс по рисованию художницы Аллы Хвастуновой.